main image

Кафедральный собор
во имя Рождества Богородицы

Новосибирск, ул. Байдукова 1

+7 983 139 16 70 +7 (383)2430623

 

Расписание служб

СУББОТА 15.00 – 19.30

ВОСКРЕСЕНЬЕ 07.30 – 11.00

 

В праздники

вечером - в 15:00

утром - в 07:00

Сибирь - Донбасс. Четвёртая поездка о. Сергия

На прошлой неделе священник новосибирской общины о. Сергий Рожков вернулся из четвёртой поездки в зону проведения СВО. Как и в прошлые поездки, для мирных жителей Донбасса и Луганщины был доставлен гуманитарный груз, собранный силами как новосибирских старообрядцев, так и других общин Сибирской епархии. Также о. Сергий встретился с воинами-старообрядцами и вместе с необходимым грузом передал им священническое благословение. Предлагаем вашему вниманию интересный рассказ от первого лица... 

В этот раз удалось посетить приходы в с. Ольховатка ДНР, с. Городище в ЛНР и бойцов 25-й армии в Северодонецке, в числе которых служит прихожанин нашей Новосибирской общины Вадим Б. Как вы помните из моих объявлений, к этой поездке начали готовиться ещё в ноябре - собирали и закупали продукты, медикаменты; в нашей общине и в с. Залесово вязали бойцам носки и т.д. Собранный груз в количестве 750 кг отправил 9 января до Воронежа и после службы 21 января вылетел в Москву. В Домодедово меня встретил сотрудник митрополии Иван Нуйкин, и на знакомой нам с прошлой поездки машине сразу из аэропорта мы выехали в Воронеж. Вечером были уже в Воронеже. В 8 утра 22 января заехали в магазин "Леруа Мерлен", где закупили для бойцов инверторный генератор и бензопилу с запасными расходными материалами, запас проводов, газовые баллончики для портативных газовых приборов и т.д. В 10 часов прибыли на место встречи со второй машиной. Благодаря о. Игорю Мыльникову в эту поездку удалось решить один из наших главных вопросов с транспортом – знакомый предприниматель выделил газель с термобудкой для доставки продуктов в наши приходы. Получили в транспортной компании груз. Там же в магазине «МETRO» закупили часть продуктов. Закупки продуктов пришлось разделить на две части, т.к. сейчас за превышение допустимого веса коммерческий транспорт штрафуют. Часть, чтобы уложиться в параметры веса автомобиля, закупили в Воронеже, другую часть в магазине «Светофор» на границе Ростовской области и ЛНР, где контроля за весом автомобилей уже нет. В итоге в газель загрузили около полутора тонн продуктов, бытовой химии, и на двух автомобилях отправились дальше. Переночевали в г. Каменск-Шахтинский и утром 23 января заехали через КПП «Изварино» на территорию ЛНР.

 

Изображение WhatsApp 2024 01 26 в 18.23.37 913652d8

Гуманитарный груз

По знакомым с прошлых поездок дорогам через Луганск, Дебальцево, Углегорск и Енакиево добрались до Ольховатки. Оставили примерно половину груза для прихожан Ольховатки, часть которого они передадут в Горловку, Донецк, Макеевку. Немного пообщались с прихожанами. Сейчас они молятся в небольшом доме рядом с храмом, т.к. средств для оплаты топлива для храма нет. Немного забегая вперёд скажу, что месяц отопления храма в селе Городище обходится в 90 т.р. – 10 т.р. стоит тонна угля, а надо их 6-7 тонн в месяц, плюс работа в ночное время истопника. Днём о. Владимир топит печь сам. В Ольховатке храм меньше, но средств хватает только на отопление небольшого дома при храме. На отопление частного дома в течении зимы требуется 3-5 тон угля, плюс дрова, которые привозят издалека и стоят то же, что и уголь. При пенсии в 11 т.р. считайте сами, какой там уровень жизни. Ольховатцы сильно тоскуют по ныне покойному о. Александру Карабанову, уроженцу Нижнего Новгорода, который жил и служил у них в самые тяжелые месяца во время событий 2014–2015 годов. о. Александр имел возможность покинуть Ольховатку и не видеть, не испытывать ужасов войны. Но, как верный пастырь, до конца остался со своими прихожанами, и стал пастырем не только для старообрядцев, но и для всех мирных граждан, которые попали в эпицентр боев. К нему приходили за помощью и советом со всей округи. Как у любого человека, не все и всегда у него было просто в жизни и служении, но как было давно замечено в среде профессиональных военных – есть офицеры для мирного времени, есть офицеры для военного. Он оказался из второй группы. Прослужил он в Ольховатке 12 лет. Молитесь за упокой его души. Вечная ему память.

 

Изображение WhatsApp 2024 01 26 в 18.43.30 46eec6f5

о. Александр Карабанов

В районе 16 ч. выдвинулись в с. Городище, куда прибыли уже практически в темноте около 18 ч. Разгрузили оставшиеся в газели продукты, и водитель машины Александр сразу выехал домой – около 22 ч. он уже был на границе, успел проехать да начала комендантского часа. Мы же с Иваном остались ночевать в Городище. Что представляет из себя община Ольховатки и сам поселок в целом я уже рассказывал, сейчас небольшой рассказ про с. Городище. Как и Ольховатка, оно было основано в начале XVIII века вынужденными переселенцами-старообрядцами из центральной части России. Переселенцы стремились попасть на территорию Войска Донского. Если кому доводилось читать великолепное литературное произведение Михаила Шолохова «Тихий Дон», то вы помните, что старообрядцы там в сюжете фигурируют неоднократно – область Тихого Дона давала старообрядцам надёжный приют и защиту от притеснения царской власти. Но по неизвестной причине переселенцы немного не дошли до своей цели и остались на месте будущего с. Городища, где и основали поселение. Во времена правления Екатерины II построили храм, который и стоит до сих пор. Раньше в селе были два храма: Покрова Пресвятой Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы и небольшой монастырь. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в советские годы разрушили. Храм Успения Пресвятой Богородицы в 1914 г. перед первой мировой войной был капитально отремонтирован, второй раз капитальный ремонт начали в 2014 г... В годы Великой Отечественной войны поселок был оккупирован немцами, но храм уцелел и впоследствии возобновил работу. В советские годы, да и сейчас, община с. Городища остается крупнейшей на Донбассе.

 

Изображение WhatsApp 2024 01 26 в 18.21.15 3efb7c1b

Интерьер старообрядческого храма в Городище

Архиепископ Московский и всея Руси Флавиан, который возглавлял нашу Церковь в 1952–1960 годы был родом из с. Городища, где и служил священником. Во времена Советской власти и в плоть до 2014 г. образ жизни был похож на образ жизни людей в районе Ольховатки – также основная масса населения трудилась на заводах и шахтах Донбасса, расположенных по всей округе. Тут нужно сказать, что между Ольховаткой и Городище расстояние по прямой небольшое, около 30 км, но т.к. прямые дороги сильно разбиты, приходиться объезжать через Енакиево и Дебальцево, где дороги чуть лучше, но путь примерно в два раза дальше, поэтому сообщение между поселками сейчас затруднено.

Как и в Ольховатке, образ жизни сильно изменили майдан в Киеве и последовавшие за ним события в 2014 и последующих годах. Как говорят прихожане, несколько месяцев они прожили ещё под одной оккупацией, только в этот раз оккупантами были ВСУ, которые вели себя не многим лучше, чем немецкие оккупанты в 1941–1943 гг. Проводили «зачистки» и т.д. Наши прихожане, как только в их местности начались бурные события, связанные с боями вокруг Дебальцево, ежедневно молились в храме, и по их молитвам погибших мирных жителей из числа наших старообрядцев не было. Но страху натерпелись много. Строения в селе практически не пострадали. Само село расположено в глубокой лощине, наверху с одной стороны стояли ВСУ, с другой стороны народные ополченцы из числа местных жителей, поэтому прилётов было немного, все пролетало сверху, но те поселки, которые расположены за пределами лощины, сильно пострадали от обстрелов. Сейчас в целом, по сравнению с Ольховаткой, ситуация более мирная. Работы артиллерии практически не слышно, прилётов снарядов давно не было. Здоровые мужчины или воюют на фронте, или уехали ещё до начала СВО, молодёжь также уехала кто куда в поисках лучшей жизни, в поселке остались в основном пожилые люди.

 

Изображение WhatsApp 2024 01 26 в 18.23.38 e0bcee4f

Гуманитарная помощь для местных старообрядцев

Сейчас общая численность жителей посёлка составляет около тысячи человек. Работы практически нет, шахты и заводы стоят закрытыми. Но в храме жизнь идёт. Когда мы приехали, встречали нас настоятель храма о. Владимир, две прихожанки и отрок Михаил, сын одной из прихожанок общины. В храме шла служба, молились павечерницу. В храме Успения Пресвятой Богородицы стараются молиться ежедневно, но молятся по старой церковной традиции – вечерню и павечерницу молятся вечером, утреннюю службу начинают в три часа утра. Полунощница, утреня, екса-псалмы и т.д. – весь церковный суточный круг. Храм после ремонта, очень уютный. Есть при храме место, где гостям остановиться для ночлега. Рядом с храмом расположена богадельня для оставшихся без попечения родственников пожилых людей, сейчас там проживает 15 человек. Часть привезённого нами груза о. Владимир определит богадельне. У самого о. Владимира на руках тяжело болящая парализованная супруга матушка Екатерина и старенькая мама, которая в силу возраста и болезней тоже не может себя самостоятельно обслуживать. Матушка Екатерина уже много лет не может самостоятельно двигаться, но не унывает, и вечером после ужина составила нам приятную беседу о жизни и вере христианской. Также о. Владимир старается не реже раза в месяц посещать христиан Ольховатки. В целом, как я уже сказал, в Городище ситуация более мирная и спокойная, нет того напряжения, которое чувствуется в Ольховатке. Община имеет своего священника, и жизнь движется дальше. Живут очень скромно, но не унывают, как и мы все ждут, когда наступит мирное время, вернутся ушедшие на фронт, и жизнь войдёт в то русло, из которого вышла в 2014 г., и со временем станет еще лучше уже в составе нашей России.

 

Изображение WhatsApp 2024 01 26 в 18.27.47 52724808

С бойцами-участниками СВО

Переночевав при храме, рано утром вместе с Иваном выдвинулись через Луганск на другой конец ЛНР в г. Северодонецк, где должна была состояться встреча с бойцами, куда мы и прибыли в районе 10 утра. Город очень быстро оживает: если в июне и октябре прошлого года на улицах движения людей и автомобилей практически не было, то сейчас движение активное, люди возвращаются, открываются продуктовые магазины и магазины строительных материалов, начали работать восстановленные после боевых действий котельные. Видели недавно привезенные небольшие модульные котельные, которые отапливают близлежащие дома, ведётся ремонт других коммуникаций, активно перемещается строительная техника. Бойцы, с которыми встречались, тоже говорят, что если в сентябре, когда они прибыли в район Северодонецка, на улице могли увидеть пять машин за час, то сейчас движение гораздо активнее. Но сотовой связи по всей округе вплоть до Нового Айдара, расположенного в 45 км ближе к старой границе, так и нет – глушат военные. GPS тоже не работает. Немного поплутав по городу в поисках указанной нам точки встречи, прибыли на указанное место. Дождались наших воинов, перегрузили груз, немного пообщались и выдвинулись в сторону Москвы. Бойцы в тот же день отбыли на другие позиции, где на ближайший месяц сменят своих сослуживцев, уходящих в отпуск. Мы же по знакомой с прошлой поездки дороге выехали через КПП «Бугаевское» в Воронежскую область, и в начале первого ночи четверга прибыли в Москву на Рогожский посёлок. В этот раз поездка удалась полностью. Поставленные цели выполнили, техника в порядке, съездили без происшествий и поломок. Совместными силами собрали значительную сумму, на которую приобрели продукты, медикаменты, оборудование для бойцов. Прихожане приходов Ольховатки, Городища и воины 25-й армии очень благодарят всех откликнувшихся и принявших посильное участие. Большая благодарность водителю Александру, предпринимателю, выделившему нам газель, а также оплатившему стоимость макарон, растительного масла, сахара, риса и гречки. И, конечно, управлению нашей митрополии Московской и всея Руси за легковой автомобиль и участие своего сотрудника Ивана Анатольевича Нуйкина, который оказал большую помощь во время поездки. В этот раз мы далеко вышли за пределы нашего прихода. Финансовое участие принимали со многих городов России, помимо всех наших Сибирских приходов, много пожертвований было от участников группы старообрядческого благотворительного фонда «Любовь», также были переводы из Москвы и других мест нашей страны. Всего собрали 341 т.р., из которых примерно треть собрали прихожане Новосибирска. Более подробный финансовый отчет предоставлю через пару дней отдельным сообщением.

 

Изображение WhatsApp 2024 01 26 в 18.19.48 c28e13a8

С прихожанами с. Ольховатка

Как говорят христиане Ольховатки и Городища, они очень тронуты нашим вниманием, тем, что про них не забыли, не отмахнулись от их нужд, и оказывают им поддержку. Среди приходов нашей Митрополии немало таких, которые живут немногим лучше Ольховатки и Городища. Но над нами мирное небо, а там нет. Своими глазами наблюдали работу армейской авиации, и вспоминаю как в один из телефонных разговоров перед этой поездкой с председателем общины Ольховатки Татьяной Александровной, она сказала: «Ой что-то сильно в Горловке загрохотало, я пока на всякий случай отключусь». Разговор проходил по нашему Новосибирскому времени в начале пятого утра, у них начало первого ночи. Утром по их времени из новостей я узнал, что в прошедшую ночь, при обстреле Горловки, погибли мирные жители. И так уже почти десять лет. Бойцы также выражают всем большую благодарность за привезенный груз и оборудование. Хотя сейчас со снабжением стало получше, чем год назад, но все равно в условиях боевых действий всегда и всего не хватает. Как нам в июне прошлого года в Северодонецке сказал один офицер: «Пока тыл не заработает в полную силу, на фронте тоже просто не будет.» Для нас, как для христиан, понятие тыл – это не только сбор гуманитарной помощи, но и молитва «О мире во всем мире и о благостоянии святых Божиих Церквей и о совокуплении всех» (слова из великой ектении). Нужно не забывать молиться, чтобы Господь даровал нам всем мирного неба над головой, дал возможность молиться и трудиться, дал время ко спасению своей души. Спасение души невозможно без ежедневной работы над собой, без желания исправить свои прегрешения и принести Богу покаяние, принести Богу плоды своих добрых дел.

В истории нашего государства было много периодов, когда были сложные моменты взаимоотношений между гражданами внутри страны. Думаю, что все помнят из истории события, связанные со Знамением иконы Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде. Феодальная раздробленность, Смутное время, гражданская война и т.д. Но практически всегда в этом круговороте исторических событий мелькали силы, которые на ссоре нашего народа хотели получить свою прибыль, будь то Половецкие или Монгольские ханы или представители Европейских народов. Кто читал упомянутый мной «Тихий Дон» или изучал историю гражданской войны в той местности, тот помнит, какие страсти и события там кипели. Да и в 1943–1944 годах нашу армию западнее Киева далеко не все с восторгом встречали. Но Господь со временем, если увидит, что народ его готов к покаянию, готов к исправлению в лучшею сторону – дает мирное время. Поэтому и сейчас, когда опять наступил неспокойный период, нужно усилить свои молитвы и духовную работу над собой. Святое Писание нам говорит: «Милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» Тов. 12:9, «Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек» Сир. 40:17. Совместным трудом помогая сейчас выживать другим, мы даем возможность своей душе не погибнуть в будущем, когда предстанем пред Господом, который будет смотреть на наши дела здесь, на земле, и по ним вынесет свой праведный суд о нашей вечной жизни. Спаси вас всех Христос!