Новосибирская и всея Сибири епархия – одно из крупнейших административных образований Русской Православной старообрядческой Церкви (более ранние самоназвания – Белокриницкая иерархия, Древлеправославная Церковь Христова). История образования связана с началом распространения с середины 1850-х гг. на Урале и Западной Сибири священства Белокриницкой иерархии (Пермская, Оренбургская, Вятская и Тобольская губернии). На рубеже 1850–1860-х. Белокриницкая иерахия получает распространение среди беглопоповских общин Томской губернии – в Барнаульском, Бийском, Змеиногорском, Томском, частично Каинском и Мариинском округах. Первоначально в Сибири была образована единая сибирская кафедра.
В 1910-х в Сибири существовали следующие епархии: Пермско-Тобольская, Томско-Алтайская, Иркутско-Амурская и всего Дальнего Востока. В начале 1922–1923 гг. выделяются епархии Минусинско-Урянхайская, Семипалатинско-Зайсанская; до ареста последнюю возглавлял Андриан (Бердышев), епископ Семипалатинский и Миасский. Делается попытка разделить Пермско–Тобольскую, Томско–Алтайскую епархии.
После 1905 г. в Сибири начинают созываться ежегодные епархиальные съезды, служившие органом епархиального управления (Барнаул, Новониколаевск, 1906–1928 гг.). С января 1919 г. создаются новые организации – кружки старообрядческой молодежи (Томск, Новониколаевск, Барнаул, Миасс). В состав кружков могли входить старообрядцы разных согласий. Цель создания – изучение историко-культурного наследия староверия, объединение сибирской старообрядческой молодежи на «религиозно-нравственных» началах.
В 1920–30-е гг. отношения между старообрядческой церковью и государством определялись советским репрессивным законодательством. Но, как отмечалось в одном из докладов московскому собору 1925 г., несмотря на все трудности, епископ Томско-Алтайский Тихон привел в «образцовый порядок» управление епархии, способствовал открытию нескольких новых приходов. На рубеже 1920–1930-х гг. в результате ужесточившегося антирелигиозного правительственного курса, коллективизации, массовых репрессий, подавляющая часть белокриницких приходов была закрыта или перешла на нелегальное положение.
Положение изменилось лишь в конце ХХ в. Постановлением московского Собора РПсЦ в октябре 1992 г. была воссоздана Новосибирская и всея Сибири епархия, которую возглавляет епископ Силуян (Килин). При его участии открыто большинство ныне действующих белокриницких приходов Сибири и Дальнего Востока. В 1999 г. завершено строительство кафедрального собора в Новосибирске. Решением новосибирского епархиального совещания в сентябре 1999 г. епархия разделена на восточное (Томская, Кемеровская, Иркутская обл., Красноярский край, республика Хакасия, Тыва) и западное благочиния (Новосибирская, Омская области, Алтайский край, республика Горный Алтай, Казахстан, Кыргыстан, Узбекистан). 21 октября 2015 г. решением Освященного собора РПсЦ на территории Томской и Кемеровской областей, Красноярского края, Республики Хакасии и Республики Тывы образована Томско-Енисейская епархия, а 19 октября 2016 г. — Казахстанская епархия, к которой отошли приходы РПсЦ в странах Центральной Азии.
Сейчас в состав Новосибирской и всея Сибири епархии входят общины:
Новосибирская область
- г. Новосибирск
- р.п. Коченёво
Алтайский край
- г. Барнаул
- г. Бийск
- с. Залесово
- с. Красногорское
Республика Алтай
- г. Горно-Алтайск
- с. Мульта
Омская область
- г. Омск
- с. Окунёво
Тюменская область
- г. Тюмень