В последнее время в старообрядческой среде уделяется большое внимание популяризации духовной культуры: проходят вечера духовных песнопений, организуются разного рода выставки. Всё это направлено для разъяснения «внешнему миру» духовной ценности древлеправославия. Но жизнь показывает, что и для самих же старообрядцев было бы нелишним более основательно подходить к изучению церковно-певческого искусства, знать не только богослужебную практическую его часть, но и погрузиться в историю, познакомиться с научными исследованиями в этой области. Именно для этого на зимнем Совете митрополии было принято решение о подготовке и проведении певческого семинара.
Идея организации этого мероприятия зародилась осенью 2022 года в беседе Н.Г. Денисова и А.Н. Емельянова. Одна из причин тому – одинаковые из года в год, практически идентичные, старообрядческие концерты в Московском Международном Доме Музыки, абсолютно лишённые концептуальной идеи и показывающие лишь «технический фасад» - пение по крюкам с текстом. Захотелось переформатировать сознание старообрядческих певцов, повернуть вектор их деятельности от концертов и записей компакт-дисков к осмысленному участию в службах и молению Богу! У Н.Г. Денисова есть большой опыт проведения подобных форумов в Московской государственной Консерватории, в Московской духовной академии, в Майкопском государственном университете и других регионах страны. В этот раз он предложил А.Н. Емельянову организовать подобного рода мероприятие в Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Начало работы семинара
Оргкомитет во главе с головщиком Новосибирского Кафедрального собора А.Н. Емельяновым разработал ряд тем и практических вопросов и пригласил для работы и занятий со старообрядческими певцами ведущих специалистов – учёных и преподавателей с мировым именем. Среди них: доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, профессор Московской Духовной академии, член Союза композиторов России – Н.Г. Денисов, доктор филологических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, декан очного факультета «Литературный институт им. А.М. Горького», член Ученого совета Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова – М.В. Иванова, врач первой категории, лор, фониатр, член Европейского союза фониатров и фонопедов, речевой и вокальный фонопед – Г.М. Улезько, ведущий российский фониатр и педагог, автор собственных методик развития голоса, кандидат педагогических наук – В.В. Емельянов, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук. Заместитель руководителя Центра русского фольклора ГРДНТ им. В.Д. Поленова, член Экспертного совета по формированию Федерального реестра объектов нематериального этнокультурного достояния народов России, член Союза композиторов России – Е.А. Дорохова, кандидат педагогических наук, настоятель храма Знамения Пресвятой Богородицы в г. Калуге – о. Иоанн Курбацкий, кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доцент кафедры истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств Российского института театральных искусств – ГИТИС – И.В. Дынникова.
Оргкомитетом совместно с Московской митрополией в последний месяц велась активная работа по подготовке семинара. Решались вопросы размещения и питания гостей, закуплены необходимая канцелярия для конспектирования и продукты для чайного стола, подготовлена техника для фото и видеопрезентаций, разработана экскурсионно-паломническая программа.
День первый
Семинар открылся приветственным словом миторополита Московского и всея Руси – Корнилия. В частности, там было сказано: «Пение - непременный атрибут православной веры. С пением крестили святого князя Владимира в купели г. Херсонеса, с пением жили наши предки все семь веков, храня в чистоте свою веру, с пением служили все русские цари, иерархи, русские святые угодники. С богослужебным пением наши предки шли воевать с татарами, католической шляхтой, шведами. Почему люди и называли свою страну—святая Русь.» Далее проф. Денисов зачитал приветствия участникам семинара от Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Российского института истории искусств (Санкт-Петербург), Академии наук Беларуси и дирекции Международного фестиваля православных песнопений в Минске (респ. Беларусь).
С первым докладом выступил А.Н. Емельянов, в котором он раскрыл важность и значение семинара. Призвал участников обратить внимание на главные аспекты деятельности церковного певца – участие в соборной службе, обладание соответствующими навыками и постоянным саморазвитием.
Далее последовала интереснейшая лекция Г.М. Улезько «Анатомия, физиология и гигиена голоса», на которой посредством слайдов и видеороликов обстоятельно был показан и объяснён процесс голосообразования и работы голосового аппарата. Также в рамках этой лекции выступил фониатр В.В. Емельянов – он сказал о важности работы с голосовым аппаратом, вспомнил о своём опыте занятий со старообрядческими певцами в г. Новосибирске и напомнил, что у всех желающих есть возможность посещать его индивидуальные занятия в Москве.
Лекция Г.М. Улезько
«Богословие церковных песнопений» - так назывался доклад о. Иоанна Курбацкого, в котором он объяснял богословскую и догматическую суть православных песнопений, знакомил слушателей с высказываниями по этому поводу отцов и учителей Церкви и заострил внимание на том, как важно и необходимо понимать смысл исполняемых за службой песнопений и всего чинопоследования. Свой доклад о. Иоанн посвятил старейшему головщику Знаменского калужского храма Геннадию Павловичу Токареву.
о. Иоанн Курбацкий
Затем слушатели семинара погрузились в тему истории знаменного распева. Её на высоком профессиональном уровне представил Н.Г. Денисов, посвятивший изучению старообрядческого пения свои исследовательские труды. В лекции «О знаменном роспеве» профессор сделал замечательный обзор истории развития богослужебного пения на Руси со множеством любопытных деталей, которые особо интересны практикам знаменного пения.
Лекция Н.Г. Денисова
После обеденного перерыва состоялся хор-класс под руководством А.Н. Емельянова. Певцы знакомились с рядом песнопений, которые им предстояло исполнить на следующий день во время поездки в г. Богородск (Ногинск).
Во время спевки
Вечером после ужина была организована замечательная пешая прогулка по старообрядческим местам, некогда бывшим в районе Товарищеского (Дурного) переулка и Таганского парка. Знаток старообрядческой Москвы Андрей Андреевич Макаренцев рассказал о тайных моленных, кустарных предприятиях и монашеских поселениях старообрядцев разных согласий в этом районе. В глубине парка сохранилось здание бывшего старообрядческого храма белокриницкого согласия, которое сейчас занимает Детский сказочный театр.
А.А. Макаренцев проводит экскурсию
День второй
Следующий день выдался очень интересным и насыщенным. Участники семинара, во главе с митрополитом Корнилием и с настоятелем Московского Покровского Кафедрального собора протоиереем Алексеем Михеевым, по приглашению депутата Государственной Думы РФ благотворителя и мецената В.В. Фомичёва, посетили историческое и знаковое место для старообрядчества – г. Богородск (Ногинск). Это одно из мест славы «морозовского» предпринимательства и расцвета старообрядческого хорового искусства. В ходе лекционной программы И.В. Дынникова сделала доклад о Морозовском хоре и о его значении в старообрядческой культуре конца ХIХ – начала ХХ веков. Более того, она рассказывала о любительских хорах всей округи, по которой была совершена поездка.
И.В. Дынникова
Героями же всех бесед уже на месте стали А.И. Морозов и П.В. Цветков – выдающийся регент морозовского хора. В своё время Ирина Владимировна написала первую диссертацию о Морозовском хоре, а её книга «Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала ХХ века» разошлась за рекордные сроки - три месяца, и сейчас является библиографической редкостью.
Деятельность старообрядцев Морозовых была многогранной. Но поездка была связана с Арсением Ивановичем Морозовым и его деятельностью на поприще певческого искусства. Это было первое мероприятие такого рода, и впервые в Ногинск приехала группа головщиков с целью почтить память этого славного рода.
Гимназия, построенная А.И. Морозовым
В начале митрополит Корнилий, преподаватели и слушатели семинара посетили гимназию, которую построил Арсений Иванович Морозов – она считалась лучшей во всей Российской империи! Сейчас там располагается средняя школа, где состоялась встреча с курсантами суворовского училища. Перед собравшимися выступили митрополит Корнилий и В.В. Фомичёв, а хор, состоящий из участников семинара, исполнил несколько песнопений.
Встреча с суворовцами
Выступление хора
Из школы старообрядческая делегация проследовала в исторический центр города – на берег Черноголовского пруда. Усилиями местных властей и предпринимателей там ведутся работы по установке памятника А.И. Морозову. Затем было посещение исторического здания конторы Богородско-Глуховской мануфактуры А.И. Морозова, где в отреставрированных корпусах расположился бизнес-центр с общественным арт-пространством, рассказывающим об истории деятельности Морозовых в этих краях.
Здание конторы мануфактуры
Особо памятное место в поездке заняло посещение Дома-музея А.И. Морозова, где в семейной моленной впервые за многие десятки лет прозвучало старообрядческое знаменное пение!
В домовой моленной Морозовых
Воссозданный интерьер гостиной
Кульминационным завершением поездки стало поистине историческое событие. На городском кладбище впервые за 100 лет была отслужена заупокойная лития на могиле руководителя Морозовского хора Павла Васильевича Цветкова.
Как выразился А.Н. Емельянов: «Эта поездка для нас является не столько экскурсионной, сколько паломнической. Очень важно прочувствовать духовный смысл нашего пребывания на богородской земле и воздать дань памяти своим великим предшественникам». После литии митрополит Корнилий и все присутствующие возложили к могиле П.В. Цветкова живые цветы. Н.Г. Денисов обратился к митрополиту Корнилию с просьбой, чтобы посещение могилы П.В. Цветкова стало ежегодной традицией для старообрядческих певцов.
У могилы П.В. Цветкова
День третий
В третий день на лекционную сессию с утра к слушателям присоединился митрополит Корнилий.
Митрополит Корнилий в работе семинара
Первую лекцию об истории церковнославянского языка прочитала Мария Валерьевна Иванова, доктор филологических наук, профессор, декан факультета Литературного института им. А.М. Горького, член Ученого совета Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова.
Лекция-презентация М.В. Ивановой
Слушатели познакомились с уникальными сведениями — они впервые узнали, как зародился старославянский язык и кириллический алфавит. Светский ученый высказала четкую мысль, что все это могло появиться только благодаря помощи Божьей. Был дан обзор развития русского языка с момента появления письменности трудами свв. равноапостольных Кирила и Мефодия. В ней были обсуждены последовательное появление глаголицы затем кириллицы, развитие шрифтов: устава, полуустава и скорописи, а также нюансы различия старославянского и церковнославянского языков. Тема оказалась в высшей степени интересной, последовало множество вопросов и состоялась дискуссия.
Доклад «Проблемы возрождения и сохранения аутентичной культуры» представила Екатерина Анатольевна Дорохова. В далёком 1984 году она поддержала инициативу Н.Г. Денисова (смелую и небезопасную для того времени) по приезду и выступлению в Союзе композиторов СССР старообрядческого Стрельниковского хора. А в 2000 году, при её содействии с Н.Г. Денисовым, старообрядческий хор из Новосибирска выступил в Российской академии музыки им. Гнесиных. По приглашению Н.Г. Денисова она выезжала с ним в экспедицию к казакам-некрасовцам. В своём докладе Е.А. Дорохова заострила внимание на вопросе аутентичности исполнения церковных песнопений. Она поделилась экспедиционными наблюдениями, когда одно песнопение, исполненное одними и теми же людьми, звучит совершенно по-разному, в зависимости от того – поётся оно на церковной службе или вне её.
Е.А. Дорохова
Она разъясняла присутствующим негативность увлечения концертными выступлениями, говорила об опасности такого рода явлений. Екатерина Анатольевна дала отрицательную оценку псевдопрофессиональным коллективам, которые с концертной эстрады культивируют псевдокультуру. Она подчеркнула, обращаясь к головщикам, что именно они являются обладателями несметного богатства — настоящей, древней духовной культуры, которую должны бережно хранить на богослужении!
Лекционный блок завершил Н.Г. Денисов в присущей ему блестящей манере с сообщением о фестивалях церковной музыки и отношении церковных певцов к службе. На нескольких примерах православных приходов за рубежом, которые представляют собой явное конфессиональное меньшинство, он показал, как может прогрессивно развиваться православие посредством организации фестивалей церковного пения.
Классическое конспектирование - залог усвоения полученных знаний
В тоже время он указал на то, какое негативное влияние могут иметь постоянные выступления на концертах. Звучащее в храмах пение, это не музыка, а молитва, воплощенная в звуках и обращенная к Богу! У некрасовцев сохранилось специальное выражение. Они говорят: «поют - песни, а в церкви — служат». Также он уделил внимание теме «Церковный певец и его отношение к службе» - одной из ключевых тем нынешнего семинара.
Митрополит Корнилий и Н.Г. Денисов
Хочется обратить внимание, что Оргкомитет семинара привлек к работе не просто учёных, а специалистов высшей квалификации мирового уровня. Позиция организаторов заключаются в том, чтобы всё, что организовывается и проводится в старообрядческой церкви, было на самом высоком научном уровне. Это объясняется рядом причин. Одной из них является то, что к форумам, которые проводят старообрядцы, приковано внимание всей научной общественности мира!
По окончании лекционной части митрополит Корнилий вручил преподавателям благодарственные грамоты и памятные подарки. Ещё час после этого был посвящён «обратной связи» - был блок вопросов и ответов, а также слушатели поделились впечатлениями о состоявшемся мероприятии. Все без исключения они были положительными и даже восторженными от того, что никто из слушателей не ожидал такой интересной, а главное - актуальной учебной программы. Вот некоторые из них:
д. Феодосий Зинченко: «Спаси Христос организаторов и участников семинара за подготовку и проведение семинара. Все лекции были очень содержательны, насыщены полезной информацией, заставили участников семинара о многом задуматься, переосмыслить цели и задачи головщиков в служении на клиросе. Будем ждать и готовиться к следующему семинару.»
Варвара Михеева: «Спаси Христос за чудесный семинар! Мы получили много пищи для размышлений, о многом узнали впервые. Большая благодарность дорогим лекторам, это было очень интересно!»
Андрей Осипцов: «Спаси Христос за труды по организации, представляю сколько трудов и волнений было вложено - собрать программу, пригласить лекторов, обеспечить их участие без срывов и отказов и наконец провести эти дни с нами, вложив душу в работу с хором на спевках. Дай Бог здоровья и до встречи, будем очень ждать следующих певческих мероприятий!»
Алла Козлова: «Это были одни из лучших дней! Спаси вас Христос!»
Юлиан Сафронников: «Присоединяюсь к поздравлениям! Семинар приятно удивил и очень порадовал, уже жду продолжения!»
Анна Сизякова: «Делюсь радостью и впечатлением от посещения Первого певческого семинара головщиков Русской Православной Старообрядческой Церкви! …Насыщенная лекционная программа от ведущих специалистов в области древне-церковного музыкального искусства!»
Семинар закончен. Слушатели, полные впечатлений и полученного опыта, разъехались по своим приходам. Но на этом не заканчивается пост-организационная работа. Отзывы от работы прошедшего семинара просили прислать учёные-исследователи православного церковного пения из Франции, Англии и Польши. Также семинар вызвал бурный интерес в Московской духовной академии. Там так и сказали: «Если бы не выпускные экзамены, мы с удовольствием послушали все лекции». Это говорит о том, что наше богослужебное пение, как в теории, так и в практике, по-прежнему представляет огромный интерес международного научного сообщества. Уже ведутся предварительные разговоры о подготовке следующего семинара. Где он будет проходить и каким образом организован – вопрос долгой и серьёзной подготовительной работы. Организаторы заинтересованы в том, чтобы в подобных мероприятиях принимали участие не только уставщики и головщики, но и все неравнодушные чада Церкви – от священников до рядовых клирошан. Существует такая поговорка: «Если поёт священник – поёт и весь приход. Если поёт Архиерей – поёт и вся Церковь». Это очень хороший и верный лейтмотив, который должен побудить абсолютно всех к делу изучения и бережного проношения через свою жизнь великого Божьего блага – церковного певческого искусства.
фото - Александр Говоров