main image

Кафедральный собор
во имя Рождества Богородицы

Новосибирск, ул. Байдукова 1

+7 983 139 16 70 +7 (383)2430623

 

Расписание служб

СУББОТА 15.00 – 19.30

ВОСКРЕСЕНЬЕ 07.30 – 11.00

 

В праздники

вечером - в 15:00

утром - в 07:00

К казакам-некрасовцам. Путешествие во времени

К празднику Успения Пресвятой Богородицы состоялась экспедиция к казакам-некрасовцам на Ставрополье, в составе профессора Московской консерватории доктора искусствоведения Н.Г. Денисова и руководителя Музея истории старообрядчества Сибири А.Н. Емельянова.

 

Старообрядцы казаки-некрасовцы, после своего возвращения в Россию в 1962 году, проживают в двух поселках Левокумского района Ставропольского края: в Кумской долине, где находится храм св. Троицы, и в п. Новокумский — храм в честь Успения Богоматери. Их традиции, быт, особенности богослужения, фольклор и другие стороны жизни подробно описаны учёными-этнографами, искусствоведами. Посещают их с 1963 года. Пальма первенства принадлежит ученому Ф.В. Тумилевичу. Многие годы здесь работали десятки исследователей фольклора, этнографы, представители музеев Ростова-на-Дону, Старочеркасска, Новочеркасска, огромное количество корреспондентов, представителей телевидения. Этнографические коллективы некрасовцев вывозили в разные города нашей страны и за рубеж: в Беларусь, Эстонию, Польшу, США. Богослужебно-певческой культурой некрасовцев с 1989 года занимается Н.Г. Денисов.

 

Изображение WhatsApp 2023 09 03 в 10.08.52

Встреча с казаками-некрасовцами в Москве в 2016 году

Некрасовское село было расположено около озера Майнос, в Балыкясирской области на северо-западе Турции, недалеко от города Бандерма. Когда-то в нём у некрасовцев было пять общин. Первые возвращения их начались в начале ХХ века. К 1962 году в селе Коджа-гёль (ранее село называлось Эски-Казаклар, т.е. Старые казаки – турецк.) было две общины: Троицкая и Успения Пресвятой Богородицы. По возвращению в СССР некрасовцев расселили в двух сёлах, по двум приходам, к которым они относились.  Во время переговоров   казаков с представителями консульства с советской стороны было дано обещание построить им свои храмы.  Несмотря на время хрущевских гонений в 1964 году некрасовцы на собственные средства воздвигли храмы: в Новокумском – Успенский, а в Кумской долине – Троицкий. Кстати, это уникальный случай – единственные храмы, построенные в СССР в те годы.

Идея этой поездки возникла полгода назад, когда от некрасовцев поступило приглашение посетить их престольный праздник. Во время пасхальных торжеств я (А.Е.) заочно познакомился с жителем посёлка Новокумский Гавриилом Дмитриевичем Беликовым. Я попросил у него для своего музея некрасовский костюм. Гаврила Дмитриевич дал согласие и пригласил на престольный праздник. Для меня важно было пополнить собрание старообрядческих костюмов «Музея истории старообрядчества Сибири» оригинальным женским некрасовским нарядом. Эту работу музей не оставляет и на будущее.

 

Изображение WhatsApp 2023 09 03 в 07.33.13

Троицкий храм в с. Кумская долина

Первое место, куда мы прибыли — кладбище села Кумская долина. Там, среди некрасовских захоронений, находятся могилы их священников – о. Илии Елисютикова (он служил ещё в Турции, а в России скончался в 1968 г.), о. Феофана Бандеровского, о. Евлампия Бандеровского. Воздав молитвенную память отцам, мы заметили на самом краю кладбища несколько маленьких могильных холмиков с маленькими крестами. Как оказалось, это могилы младенцев, умерших не крещёными.  Их, по некрасовской традиции хоронят в стороне, а на могилки ставят маленькие крестики. Возвращаясь с кладбища, мы прошли мимо Троицкого храма, который после кончины о. Евлампия остаётся без священника. Оттуда зашли в гости и пообщались со старой казачкой Парасковией Григорьевной Ялуплиной. Удивительный человек Парасковия Григорьевна! Её сестра до сих пор живёт в Турции (несколько человек в шестидесятые годы не стали переселяться ни в СССР, ни в США, а остались на туретчине). Двадцатисемилетней молодой женщиной она с остальными сородичами приехала в Союз. Сегодня ей уже 88 лет, но до сих пор в своём хозяйстве держит 100 голов птицы! Двери её дома постоянно открыты – народными средствами она лечит всю округу. Слывёт строгой постницей; во время постов держит на постной пище и свою собаку. И не потому, что скоромных отходов нет для собачьей снеди, а потому что – пост. Пообщавшись, мы продолжили путь в конечное место нашей экспедиции – в п. Новокумский.

Вечером мы прибыли в п. Новокумский и остановились у дочери ныне покойного священника о. Кондрата Шкодрина — Елены Кондратьевны Гулиной. В гости пришёл Гаврила Дмитриевич Беликов и брат Елены Кондратьевны — Илья Кондратьевич. Первое, на что обращаешь внимание, входя во двор Елены Кондратьевны — удивительная чистота, обилие цветов, винограда, перца, помидоров, огурцов и всех овощей. Такой идеальный порядок во всех некрасовских домах! Дальше были разговоры с казаками. Их можно слушать бесконечно! Там было и про жизнь в Турции, про переезд в Россию, о разных людях и событиях. Н.Г. Денисов около тридцати пяти лет занимается изучением наследия казаков-некрасовцев, но всё равно каждый раз в разговорах с ними открывает для себя что-то новое.

 

Изображение WhatsApp 2023 09 03 в 07.34.24

В музее п. Новокумский

На следующий день мы посетили музей казаков-некрасовцев. В 1992 г. в п. Новокумский был организован центр казаков-некрасовцев и молокан. В 2005 году он преобразован в музей некрасовцев и является теперь филиалом Ставропольского музея изобразительных искусств. Нас встретила З.А. Белая – директор музея, которая приехала из Ставрополя специально на престольный праздник в Новокумский. В экспозиции представлены подлинные предметы переселенцев, привезенные из Турции (ансамбли костюмов, отдельные предметы и аксессуары); домашняя утварь и предметы мебели, предметы детских игр, фотографии; архивные фотографии жизни некрасовцев в п. Новокумском (период с 1970 по 1990-е годы). Отдельный стенд посвящен священникам из среды некрасовцев (Несколько лет назад Белая З.А.  открыла новое здание филиала в самом Ставрополе. Поэтому основная часть экспонатов находится теперь в центре края. И на сегодняшний день в п. Новокумский много фотоматериалов, а не самих предметов).

В обед мы направились в церковь. Около храма в это время уже вовсю «кипела» работа по подготовке к престольному празднику. По давней традиции «держит храм», то есть, готовит обед на храмовый праздник какая-то определённая семья в знак жертвы Богу за какое-то прошение, или дав какой-то обет. По данному случаю съезжается весь род. Раньше храмовые трапезы устраивались прямо в доме этой семьи: убирался полностью урожай с огорода, ставилась большая палатка, и на обед приходило всё село в течение всего дня. Сейчас трапеза делается во дворе храма. Кроме этого, на праздничную трапезу жертвуют прихожане: деньгами, продуктами.

 

Изображение WhatsApp 2023 09 03 в 07.35.02

Готовится начинка для "пирогов с кашей"

Те, кто готовит обед, в службе не участвуют. Трапеза готовится весь день и всю ночь. Руководят процессом опытные кухарки, которые знают, как правильно готовить некрасовские блюда. После окончания службы, когда священник с храмовой иконой и пением праздничных песнопений подходят к месту трапезы, те, кто готовил обед, по особому старинному чину прикладываются к престольной иконе. Женщины и девушки этой семьи, одевают традиционные праздничные некрасовские костюмы. Мужчины уже давно утратили обычай носить красивые вышитые рубахи и красные шаровары. И самих некрасовских расшитых рубах осталось мало. А вот женщины и девушки до сих пор в большие праздники красуются своим пёстрым убранством. Некогда праздничная одежда стала теперь церковной. Её одевают только на службу; в ней девушка венчается.

 

Изображение WhatsApp 2023 09 03 в 07.39.34

Поклонение храмовой иконе

После поклонения иконе священник передает её хозяйке трапезы, и та всех приглашает отобедать «чем Бог послал». Икону заносят под навес, где поставлены столы со снедью, и священник под песнопение «Иже крестом ограждаеми» принимает «ко кресту» тех, кто опять-таки не был на литургии, и раздаёт им освященный на всенощном бдении хлеб, политый маслом и вином. Потом перед этой иконой поётся «Отче наш» и все садятся за столы. Престольная икона остается в доме той семьи, которая принимает обед, или по выражению некрасовцев «храм» 40 дней.  Затем её возвращают в церковь.

 

Изображение WhatsApp 2023 09 03 в 13.01.19

Так чистят вяленую щуку для "стюдня"

По сугубо некрасовской традиции приготавливается определённый набор блюд, которые ставится на столы в своей последовательности. Вначале подаётся рыбный стюдень (ржаной квас с размоченной вяленной рыбой, лимоном и укропом), затем идут — цветной стюдень (свёкольный квас с лимоном, огурцом и другими ингредиентами). Параллельно в общих тарелках ставится «дичь» (отварные куры, утки и индоутки). Потом разносят борщ. Затем ставят лапшу. Она, кстати, всегда домашняя, вымешанная из теста и сваренная на бульоне из «дичи». Далее приносят очень вкусное блюдо, которое называется «рыба-медник». Рыбу вначале обжаривают в масле, смазывают луково-томатной пережаркой и затем томят с небольшим количеством воды в печи. Сами некрасовцы говорят: «казаки без рыбы не могуть». Конечно же вызывает интерес: почему оно называется «рыба-медник»? Оказывается, в Турции эту обжаренную рыбу томили в медных широкодонных восточных казанах. Отсюда и «медник». Сразу же после рыбы идет тушёная баранина. Завершается обед поставлением картофельного пюре с говядиной. Разумеется, это блюдо уже «советского» бытования, так как в Турции казаки картофель не выращивали – основной упор был на возделывание бобовых культур.

 

Изображение WhatsApp 2023 09 03 в 07.31.07

Жарится "рыба-медник"

Что характерно, чай на обеде не подают, а довольствуются прохладительными напитками. Зато подаются вполне «чайные» лакомства – «пироги с кашей» и «пышечки», облитые сахарно-ореховой пастой. Эти снеди тоже из Турции.

В заключение описания блюд «некрасовской» кухни следует сказать, что все они очень вкусные. Чувствуется, что всё приготовлено с любовью, молитвой и желанием угодить Богу и ближнему. И однозначно – эта кухня значительно отличается от привычной нам трапезы в старообрядческих приходах России и зарубежья.

Духовные стихи или какие-то другие песнопения за столами не поются.  Настоятель храма, о. Никифор Ялуплин, поздравляет всех с храмовым праздником, а потом по ходу обеда могут сказать слово и другие. На трапезу обязательно приезжают гости: представители другого некрасовского прихода из Кумской долины.

Храмовая традиция казаков-некрасовцев имеет массу своих особенностей. Например, мужчины и женщины заходят в храм в разные двери: мужчины заходят через южные   двери, а женщины – через западные. Женщины стоят в храме только в задней (западной) половине храма, на клирос им вход запрещён. В переднюю часть они заходят только тогда, когда подносят детей ко причастию. Также дозволяется туда заходить свечнице. Когда священник после литургии принимает прихожан ко кресту, то к амвону подходят только мужчины и отроки. Затем священник идёт в заднюю часть храма, где прикладываются уже женщины, девицы и девочки.

Интересны и особенности службы у некрасовцев. Прежде всего это – пение. Кстати, само слово «пение» они не употребляют. Говорят, что пение – это когда песни поют, а то, что в храме – это «служба». В этом прослеживается самая архаическая традиция среди всех старообрядческих общин. Чёткое отделение духовного начала — молитвы, от мирского — песни.  Богослужебные песнопения «служат».  Так вот пение или «служба» в общинах некрасовцев, явление исключительно мужское – прямая дораскольная традиция. За всю историю лишь одна женщина удостоилась петь на клиросе – Елена Кондратьевна Гулина за свою грамотность и, как сказал о. Никифор Ялуплин, настоятель Успенского храма, «за свою святую жизнь». Поют они абсолютно всё по слуху, наизусть, в том числе и песнопения столпового знаменного роспева, со всеми фитами. Очень интересно их пение «на глас». Гласовые напевы у них не совсем такие, как записаны в «калашниковских» или «морозовских» книгах. Мелодии интересны и имеют лишь отдалённое сходство к привычным нам «самогласнам».

 

Изображение WhatsApp 2023 09 03 в 07.43.54

Служба. Выход на литию

Отдельно нужно сказать про манеру исполнения песнопений, про голоса певцов. Поют они открыто, громко. Тембр насыщенный. Иногда унисон переходит в двузвучие на проходных нотах, что в целом не портит общую картину исполнения. Но никогда некрасовцы не поют в терцию. Они её не слышат, так как этого интервала не было в пении в Древней Руси.  Иногда в службе встречаются фрагменты «многогласия» – на пении хвалитных псалмов, на молебне. Такая форма чтения и пения у них была испокон веков. То, с чем боролись ещё на Стоглавом Соборе, теперь выглядит архаикой.

Ещё один интересный момент, который не был нами увиден и зафиксирован сейчас – пение кафизм во время всенощной службы. В этот раз кафизмы просто читались, как это делается во всех остальных приходах. Но у некрасовцев они часто выпеваются. Вот как описывает это явление Н.Г. Денисов в своей книге «Старообрядческая богослужебно-певческая культура»:

Казаки-некрасовцы являются единственными среди старообрядцев-поповцев, где сохраняется пение кафизм напевом Маркела Безбородого. Из-за этого они имели споры со старообрядцами других общин, встречали непонимание со стороны священноначалия. Так, в 1975 году приходы посетил возглавлявший в то время Донскую и Кавказскую епархию епископ Анастасий. Во время служения он услышал пение кафизм, был удивлен и даже попытался запретить их петь. Однако казаки проявили твердость и до настоящего время хранят эту традицию.

Для более детального знакомства с культурой и традициями некрасовцев, а также и других старообрядцев разных регионов, очень рекомендую к прочтению вышеназванную книгу.

После праздничного обеда нас пригласил к себе Гаврила Дмитриевич, чтобы подарить женский праздничный костюм в наш музей. С нами пошла и Елена Кондратьевна, чтобы проверить комплектность костюма и рассказать, как какая деталь называется. Гаврила Дмитриевич – один из самых уважаемых в Новокумском казаков – не без гордости показал нам свой огород, где всё выглядело идеально. Его хозяйство не уступает по содержимому хозяйству Елены Кондратьевны – десятки голов кур, уток и молодняка цыплят, сотни корней перцев, «синеньких» и помидор, огурцы, виноград, малина и прочие дары природы. Вообще, в хозяйственном плане некрасовцы не любят уступать друг другу. Всё должно быть не хуже, а то и лучше, чем у соседа! Такой же идеальный порядок и чистота и внутри казачьих домов. Как и все остальные казаки, Гаврила Дмитриевич встаёт в 4 часа утра, управляется с живностью, делает уборку в доме, служит молитвенное правило и работает в огороде. При этом он не пропускает ни одной службы – всегда поёт и читает на клиросе. Мы надеялись посмотреть праздничную вышитую рубаху XIX века самого Гаврилы Дмитриевича, но у него сейчас только новошвейная. «Ту самую» он благословил своему зятю — мужу внучки, в семье которого она сейчас и хранится. Елена Кондратьевна выбрала хороший комплект женского костюма и аккуратно сложила все его составляющие части: рукава, балахон, завеску, связку, мутозоки и бабичий платок. О названиях и назначениях всех этих предметов мы обязательно расскажем в отдельной публикации.

 

Изображение WhatsApp 2023 09 03 в 07.38.13

Елена Кондратьевна подбирает костюм

После забот с костюмами, мы в преддверии отъезда попрощались с радушными хозяевами п. Новокумский. Также казаки просили передать пламенный «некрасовский» привет своей землячке в Новосибирск – Ирине Ильиничне Задворновой, супруге нашего настоятеля о. Михаила. Будучи маленькой девочкой, она — дочь некрасовского священника о. Ильи Елисютикова, со своей семьёй и с другими казацкими семьями приехала на свою историческую Родину. Родина, как известно, у всех одна. Но у казаков-некрасовцев, в силу исторических причин, их две – Турция и Россия. И каждая из них по-особому дорога и ценна для тех, кто несмотря на 254 года, прожитых на туретчине, остался русским православным человеком.

А сейчас мы выразим огромную благодарность всем тем людям, благодаря которым удачным образом состоялась эта экспедиция. Это – Николай Григорьевич Денисов, Гаврила Дмитриевич Беликов, Елена Кондратьевна Гулина – дочь некрасовского священника и внучка всемирно известной сказочницы (её сказки в свое время издал Тумилевич), Илья Кондратьевич Шкодрин. Спаси вас Христос!

 

P.S. А вы знаете как отвечают некрасовцы на «спаси Христос» после трапезы? У нас говорят «во славу Божию», а вот у них – «Богу святому на здоровье!» Такова многовековая традиция.