main image

Кафедральный собор
во имя Рождества Богородицы

Новосибирск, ул. Байдукова 1

+7 983 139 16 70 +7 (383)2430623

 

Расписание служб

СУББОТА 15.00 – 19.30

ВОСКРЕСЕНЬЕ 07.30 – 11.00

 

В праздники

вечером - в 15:00

утром - в 07:00

День в году. Прерванная служба

Глядя на то, что происходит сейчас на Святой Земле, невольно вспоминаешь слова Спасителя: «Не мир пришёл Я принести, но меч» (Мф.10; 34). Военные действия на Ближнем Востоке не утихали никогда, причём конфликты вспыхивали и внутри христианских храмов, построенных на святых местах. И это неудивительно - католики, православные, армяне, копты - все считают друг друга еретиками, и все готовы отстаивать свою правоту с помощью силы.

 

В храмах, которые делят между собой несколько конфессий, таких как Храм Гроба Господня в Иерусалиме, Базилика Рождества Христова в Вифлееме и др. соблюдается status quo, позволяющий регулировать межконфессиональные отношения. Однако несмотря на это, в храмах то и дело вспыхивают конфликтные ситуации, разбирать которые, зачастую, приходится при помощи полиции. Многие помнят случай массовой драки греческих и армянских монахов во время мытья полов в базилике Рождества Христова в 2011 году. А самое резонансное происшествие случилось 19 октября 1847 года, последствия которого привели к Крымской войне 1853—1856 годов. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Мы же хотим рассказать об одном случае, когда сами чуть не оказались втянуты в подобную историю! В этом материале не будет фотографий (никому не приходило в голову воспользоваться фотоаппаратом), а будет лишь текст – повествование, с помощью которого вы, возможно, и станете очевидцем произошедшего.

Как раз в эти дни середины ноября исполняется ровно 13 лет со времени нашей первой поездки в Израиль и Палестину. В этот раз на время пребывания на Святой Земле выпадал воскресный день. Вопрос как совершить воскресную службу в поездке мы решили следующим образом: взяв необходимые книги (воскресную службу 6 гласа, небольшое служебное Евангелие и канонник), мы поздним вечером субботы пошли в Храм Гроба Господня. Нужно было найти тихое место, непременно отмеченное памятной святыней, для совершения службы. Ещё нужно было, чтобы нам никто не мешал, и мы бы никому не мешали. Таких молений в этом храме никто не возбраняет.

Мы спустились к месту обретения Креста Господня, зажгли свечи у старинной плиты с изображением Креста и неспешно начали молитву. Где нужно было читать - мы читали, где нужно было петь – пели наизусть. Со временем в этом помещении стали скапливаться немногочисленные соучастники нашей службы, судя по всему – русскоязычные паломники. Они стояли несколько позади нас и тоже молились. Мы даже были рады таким гостям – Господь дал им возможность увидеть пусть скромное, но всё-таки старообрядческое богослужение в святом месте.

К полиелеосу народу стало чуть больше. И ближе к чтению Евангелия я обратился с просьбой к о. Игорю Мыльникову: «Отче, на чтение Евангелия облачись пожалуйста в епитрахиль. После чтения мы приложимся к Евангелию попарно, как в храме». Перед прокимнами о. Игорь надевает епитрахиль и поручи, и в таком малом священническом облачении ведёт службу дальше. Мы все (бывшие там старообрядцы) приложились к Евангелию, земно поклонились о. Игорю и продолжали читать и петь службу.

И вот уже во время чтения канонов произошёл этот случай. Периодически к нам в придел Креста заглядывали люди. Приходили, смотрели, уходили. И вот среди них как-то оказался греческий клирик из духовенства Храма Гроба Господня. Он рьяно ворвался в наше пространство и что-то кричал на своём языке. О! Это был колоритнейший типаж! Его пылкая речь звучала пугающе. Его чёрные глаза наливались кровью и, казалось, вот-вот из них посыплются искры, испепеляющие во имя Всевышнего всех непокорных! Что поделать – горячий южный темперамент. Из его слов мы поняли лишь «епитрахиль», тем более что он указывал пальцем на о. Игоря. Потом он разбросал наши горящие свечи, которые стояли у места обретения Креста, и жестами дал понять, что мы должны отсюда удалиться.

Мы не стали спорить и решили уйти. Службу мы домолились уже на Александровском Подворье, где мы и жили. Мы, конечно, были опечалены происшедшим, но более всего недоумевали – почему с нами так поступили? Мы ведь никому не мешали, даже пели негромко. Ответ не заставил себя долго ждать. На Подворье нам разъяснили, что в храме существуют определённые правила, о существовании которых мы даже и не подозревали. Оказывается, что, если православный клирик пожелает облачиться в Храме Гроба Господня, он должен испросить на это разрешение у старшего священнослужителя из греческого духовенства. А для этого необходимо заранее узнать к кому подходить с подобной просьбой, договориться о встрече, каким-то образом "подмаслить" почтенного грека для положительного решения в нашу пользу. В общем, нужно было проявить чудеса межконфессиональной дипломатии, не владея ни греческим, ни ивритом, а лишь "базарным" английским! Прямо скажем, гиблое дело!

Зная это, мы бы вряд ли пошли на поклон к грекам, но по крайней мере о. Игорь после Евангелия мог бы снять епитрахиль и поручи, тем самым устранив причину потенциального инцидента. Но мы же не знали!

Что ж, как бы то ни было, мы сами ощутили, как хрупок межконфессиональный мир на Святой Земле, если не соблюдать установленных там порядков. Старинная русская поговорка про свой устав и чужой монастырь прямиком отразилась в описанном случае.

С того момента прошло уже 10 лет. Но составляя текст для этой статьи, я отчётливо вижу все те события, которые с нами происходили. Кажется, что это было буквально вчера. Повторится ли это вновь? Окажемся ли мы ещё когда-либо на Святой Земле? Станет ли Иерусалим «городом мира» или пожар арабо-израильского конфликта поглотит десятки тысяч невинных мирных жертв? Пока - одни вопросы. Без ответов.