Нынешние палестинские поселения плавно переходят из города в пустыню. Иной раз и не поймёшь – это ещё Вифлеем или же сельский пригород? Если вы поедете из Вифлеема в обитель Савы Освященного, то ваш маршрут неминуемо пройдёт через то самое «Поле Пастушков». Само селение так и называется Бейт-Сахур, что значит дом (селение) Пастушков. Паломники первых веков христианства называли эти места «Паства», «У Пастырей»; позднее – «Полем Пастырей» (в русской традиции – «Поле Пастушков»). Ведь именно здесь явился Ангел пастушкам после рождения Христова и возвестил им Благую Весть.
Пастыри тотчас поспешили в Вифлеем, где «нашли Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лук.2: 16). Они повсюду рассказывали «что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Лук.2: 17-18).
Местное предание гласит, что сами пастушки, окончив свой жизненный путь, были похоронены в пещере, где прятались на поле от Ангела Божьего, и где сейчас находится греческий православный подземный храм в честь св. Георгия-Победоносца. Храм был построен в IV веке, и многие относят его к построенным самой царицей Еленой.
Торговцы у ворот обители
У ворот в обитель, как и во многих местах паломничества, мы встречаем группу арабов-торговцев, активно навязывающих всем приезжим свой товар. В основном это дешёвая бижутерия, магнитики, выпечка и напитки. Наш гид Светлана сразу предупредила нас – даже если что-то хочется взять, нужно сперва присмотреться, покрутить вещицу в руках и вернуть продавцу. Потом, уже при выходе из монастыря продавец вновь будет умолять вас купить понравившуюся вещь, но… цену снизит уже в разы! Такой вот он – восточный базарный менталитет!
Спуск в подземный храм
По каменным ступеням мы спустились вниз. Пространства здесь немного, однако первоначальный храм был больше по вместимости. Как и многие другие святыни Востока, он подвергался разрушению при набегах мусульман. Здесь же находятся остатки могилы Пастушков. Кстати, как и во многих других монастырях Святой Земли, здесь в специальном стенде, мы можем увидеть часть черепов монастырской братии, избитых персами в 614 году. Также мы с интересом рассмотрели части напольных мозаик IV века, сохранившиеся в этом храме, и представляющие предмет гордости местных христиан.
Могила Пастушков
В пещерном храме
Древняя мозаика
Разумеется, наше внимание привлекла находящаяся здесь старообрядческая икона Спасителя в резном окладе. Как она здесь оказалась – неизвестно. Возможно, это дар какого-нибудь русского паломника.
Русская икона
Позже над пещерой появился и надземный храм. Само собой, в разные времена он разрушался и заново отстраивался не единожды. Наш с вами постоянный спутник в виртуальных паломничествах игумен Даниил так писал об этом месте:
«Под горою на поле, на востоке, в версте от места Рождения Христа, находится место, где Ангелы известили пастухов о Рождении Христа. Тут была пещера, над ней была создана добрая церковь во имя святого Иосифа. Здесь же был и монастырь. Ныне же всё разрушено иноверцами. Около этого места красивое поле и многоплодные нивы, растёт много масличных деревьев. А называется это место – Агиапимина, что значит в переводе «Святая паства». Здесь под горою по направлению к Вифлеему лежит село святого Савы».
Надо сказать, что это место почитается не только христианами. Местные арабы-мусульмане чтят святых Пастушков, также как и преподобного Саву Освященного. Среди многих невероятных, но реальных историй рассказывают следующее… Один мусульманин, житель деревни, взял с поля Пастушков несколько камней. Ему несколько раз явилась Матерь Божия и строго указала, что камни взятые с её территории следует вернуть или заплатить за них игумену, иначе в его семье случится несчастье. Мусульманин проигнорировал слова Богородицы. Его жена не могла родить детей: дважды она беременела, и дважды случался выкидыш. Тогда он покаянно заплатил за камни, и, с помощью Божией, женщина смогла родить семерых детей. Для того, чтобы отблагодарить Богородицу, он, мусульманин, крестил (!) двух старших мальчиков, одного с именем Исcа (Исус), а другого – Муса (Моисей).
Вид на верхний храм
Основной «верхний» монастырский храм представляет из себя современную постройку и не содержит внутри никаких исторических достопримечательностей. Можно отметить, разве что, «вечный» архиерейский орлец в виде византийского герба, вырезанный из камня и вмурованный в пол. А во дворе мы можем видеть интересный грот с изображениями Богородицы с Младенцем, Пастушками и тремя Волхвами.
Каменный орлец
Грот
Сам двор обители выглядит очень красиво и ухоженно. Густая растительность и обилие цветов привлекают паломников сделать яркие памятные кадры. А вот детей более привлекли вольеры с павлинами. Надо сказать, что павлинов можно встретить практически во всех туристических локациях Израиля и Палестинской автономии.
Наши паломники в монастырском дворе
На фоне цветника
Композиция из герани, плюща и кактуса
У вольера с павлинами
Также в монастырском дворе растут оливковые деревья – повсеместные обитатели садов Востока.
Старая олива
Есть среди них и очень старые. Говорят, что они сохранились ещё с первохристианских времён, но здравый скептицизм заставляет в этом усомниться. Однако – это так символично! Вот это дерево – символ мира и безмятежной жизни, - помнит, возможно, самих Пастушков, бывших при Рождении Христа, а вот – плод с этого дерева прямо у вас в руках! Впечатляет, не правда ли?..