main image

Кафедральный собор
во имя Рождества Богородицы

Новосибирск, ул. Байдукова 1

+7 983 139 16 70 +7 (383)2430623

 

Расписание служб

СУББОТА 15.00 – 19.30

ВОСКРЕСЕНЬЕ 07.30 – 11.00

 

В праздники

вечером - в 15:00

утром - в 07:00

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Читаем икону праздника

С праздником, дорогие посетители и читатели нашего сайта! Мы уже настолько привыкли к обычному годовому праздничному кругу, что для нас не составит труда пересказать то или иное событие из Священной Истории, вспомнить житие какого-либо святого или без ошибки дать определение праздничной иконе. Но, как показывает практика, далеко не всегда мы постигаем все тонкости и нюансы смыслового языка иконы, законов её композиции, зная которые, мысль заложенная иконописцем и иконографический сюжет обретают для нас новые смыслы и значения. Предлагаем вашему вниманию небольшой материал Григория Мусохранова "Читаем икону праздника", посвящённый образу Введения Пресвятой Богородицы во храм.

 

Попробуем прочитать икону праздника (XV в.) по методологии Н. М. Тарабукина. Композиция дана традиционно для древнерусской иконописи двумя планами: на первом - люди, на втором – здания. Второе есть пояснение к первому. Слева фигурам Иоакима и Анны вторит их дом с двумя возвышающимися башнями, образами мужа и жены, эти же образы присутствуют в двух столпах, на которых зиждется дом. Справа над Захарией – Иерусалимский храм, здесь предстает первосвященник и сакральное место, которому он посвящен. Посредине изображается самая маленькая фигура – Дева, и контрастом над ней – самое большое сооружение (из представленных трех): Сень (кровля) на четырех столпах. Живописец подчеркивает идею того, что в историческом срезе Дева еще мала, но онтологически она величественнее всех, даже самого храма. Дева – Сень небесная. Каждый столп Сени композиционно привязан к каждому из основных фигур, здесь указывается на то, что таинство Девы (Богоматери и Богочеловека) совершается и зиждется совместным деянием этих четырех людей. Движение и ритм всей композиции исходит из протянутых рук Девы, ей вторят родители, а навстречу Деве, склонившись, тянется Захария. Этот почти незаметный жест Девы и является исходной причиной шествия дев из дома и динамичности фигур Иоакима и Анны, направляющихся к храму.

Динамика всей композиции завершается в изображении Девы, сидящей во Святая Святых. Пересказом этой завершенности и покоя на втором плане является красный покров, свисающий с вершины Сени и как бы обнимающий и соединяющий дом и храм. Левой стороной покров объемлет правую башню дома (образ Анны и в ее лице всего человечества), а правой стороной объемлет Святая Святых (образ Божества). Таким образом, композиция, движение и ритм иконы повествует нам о том, что введение во храм Девы является важным сюжетом истории божественного Домостроительства.