Открытие любого старообрядческого училища это был предмет переговоров между попечителями и местной властью. Работали передвижные школы в регионах компактного проживания. Дети учились грамоте и знаменному пению у черничек и келейниц. Основное образование - дома и в моленной. Богатые купцы отправляли дочерей в женские скиты, где была возможность получать непрерывное образование. Мы не раз приводили данные, что старообрядцы были грамотнее чем местная паства господствующей церкви. Повышенная грамотность была реакцией на гонения, способ сохранить свою веру.
В архивных документах нашей общины сохранились листы переписки, которую вело руководство общины с различными ведомствами по поводу открытия в г. Ново-Николаевске начального училища для детей старообрядцев. Так в мае 1911 года был получен ответ от Совета всероссийских съездов старообрядцев за подписью Василия Мельникова (брата Ф.Е. Мельникова) по поводу учительских вакансий.
Далее мы находим два прошения Совета общины на имя попечителя Западно-Сибирского учебного округа и инспектора народных училищ Томской губернии об открытии вышеуказанного учебного заведения. Все прошения были удовлетворены, и в 1911 году начальной одноклассное училище для детей старообрядцев было открыто. Располагалось оно в здании, принадлежащем общине и существовало на общинные же деньги. Благо, в приходе были люди, щедро жертвовавшие на содержание школы и видевшие реальные перспективы в образовании.
Благодаря этим документам, мы знаем имена первых преподавателей. Это - о. Петр Черёмухин, о. Даниил Суворов и Ксения Ивановна Дрёмина. В сегодняшний День знаний - хороший повод вспомнить наших старообрядческих наставников, трудившихся на поприще народного просвещения 100 с лишним лет назад.
В итоге грамотность стала отличительной чертой старообрядчества как этно-конфессионального сообщества. Старообрядец это человек с духовной книгой, знающий Писание и устав, и готовый в открытом споре отстаивать свою точку зрения. Старообрядчество дало целую плеяду выдающихся книжников и начетчиков, а также каллиграфов, которые преумножали духовные книги и сохранили их для будущих поколений. Были и широко известные примеры. Будущий выдающийся ученый Михайло Ломоносов в отрочестве учился грамоте в скитах у выговских старообрядцев-беспоповцев поморского согласия (факт биографии) и есть версия что именно они его направили учиться дальше, как ранее поехал получать богословское образование их духовный лидер Андрей Денисов. Разбогатевшие старообрядческие промышленники, фабриканты, банкиры отправляли детей учиться за границу, получать высшие научные степени - один из сыновей Рябушинских по возвращении основал центральную аэродинамическую лабораторию (теперь ЦАГИ).
Мы живем в уникальное время максимальной свободы, когда у детей есть полный доступ как к духовному так и к светскому образованию. Так порадеем же чтобы наши дети использовали все предоставленные им возможности, и даст Бог сил матушкам и батюшкам, чтецам и певчим проводить и далее воскресные школы при старообрядческим храмах, чтобы побольше стало приходов, где детский хор может спеть всю воскресную службу! Аминь.
с использованием текстового материала портала "Записки о старообрядчестве"