Думая, какую именно икону отправить в руки мастеров, мы пришли к выводу, что пусть эта икона будет не из алтаря или хранилища - пусть эта икона будет из интерьера храма, которая всегда на виду. Выбор пал на образ "Неопалимой купины", что находится в верхней части левой заклиросной перегородки. На первый взгляд, иконная живопись находится в нормальном состоянии, нет утрат и осыпей, - но это лишь на первый взгляд. На самом же деле, практически весь красочный слой "бухтит" по всей площади, т.е. наблюдается большое отслоение от левкаса, а потому - существует реальная опасность осыпания. В техническом задании нашему реставратору было предписано укрепить красочный слой по всему полю иконы, удалить загрязнения и восстановить имеющиеся незначительные утраты.
Икона Пресвятой Богородицы "Неопалимая Купина"
Но как только с иконой начали работать, открылась интересная деталь. При соскобе опуши и края иконного поля реставратором Ольгой Тереховой была обнаружена... ещё одна запись, которая находится под уже имеющимся слоем живописи. Расчистив ещё больше этот фрагмент, сомнения у мастера не осталось: эта икона написана на более ранней иконе! Согласно правилам, реставратор приостановила работы и связалась с нами для уточнения дальнейших действий. Такова всеобщая практика: если в работе возникают спорные моменты, их всегда необходимо обсуждать с заказчиком. Встал вопрос что же дальше делать: реставрировать верхний красочный слой или же расчищать нижний - более старый?
Фрагмент иконы
По этому поводу было обсуждение с участием священников нашей общины о. Михаила Задворнова и о. Сергия Рожкова с епископом Савой. Как-никак, а архиерей отвечает тоже за сохранность имущества Кафедрального собора. Также в качестве экспертов мы привлекли наших московских коллег - художника Дмитрия Гусева, - члена Союза русских художников и Дарью Севостьянову, - искусствоведа, независимого эксперта в области атрибуции художественных ценностей и антиквариата. Именно они и подсказали нам алгоритм возможных дальнейших действий. Чтобы иметь хоть какое-то начальное понимание что же находится под верхним красочным слоем, иконе нужно сделать технико-технологическое исследование, а именно - рентгенографию. При помощи рентгеновских лучей икона "просвечивается" и исследователям становится видно не только состояние красочного слоя и левкаса, но и более ранние слои живописи, если таковые имеются.
Уже после официального экспертного заключения нужно будет принимать решение о дальнейшем пути реставрации иконы. Их может быть два. Первый: если ранний слой живописи сохранён в незначительных количествах и не представляет собой духовную или художественную ценность, то его можно не раскрывать. В этом случае работа ведётся исключительно с верхним слоем. А вот если первоый слой живописи сохранился на большей площади иконного поля, в нём угадываются сюжет, конкретные персонажи, определяется иконописная школа, то в таком случае можно сделать раскрытие нижнего слоя с сохранением верхнего. Верхний красочный слой очень аккуратно снимается с левкаса небольшими фрагментами и укрепляется на новую подготовленную доску такого же размера. Работа эта очень кропотливая, если не сказать, ювелирная. Но современным мастерам она вполне под силу. У столичных реставраторов достаточно опыта в проведении подобных "хирургических" операций с древними иконами. В результате заказчик получит две иконы, извлечённые из одной двухслойной. Но это пока что теория...
В настоящий момент принято решение направить икону "Неопалимой Купины" на рентгенографическое исследование в Научно-исследовательскую независимую экспертизу им. П.М. Третьякова (Москва). Этот центр предоставляет полный комплекс технологических и искусствоведческих исследований произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и иконописи. Лаборатория, полностью укомплектована современным оборудованием; хранение оснащено в соответствии с музейными стандартами и застраховано.
Надеемся, что уже в скором времени нам удастся узнать - что же находится под верхним красочным слоем иконы. Почему владелец иконы решил наложить новый слой? Когда это было сделано? Когда был написан нижний слой иконы? Какую иконописную традицию представляют оба варианта? Все эти вопросы уже ждут своих ответов!