main image

Кафедральный собор
во имя Рождества Богородицы

Новосибирск, ул. Байдукова 1

+7 983 139 16 70 +7 (383)2430623

 

Расписание служб

СУББОТА 15.00 – 19.30

ВОСКРЕСЕНЬЕ 07.30 – 11.00

 

В праздники

вечером - в 15:00

утром - в 07:00

«Первое слово» времён Ивана Грозного

«Пе́рвое у́бо сло́во сотвори́хъ о всѣ́хъ, о, Ѳео́филе, я́же нача́тъ Ису́съ твори́ти же и учи́ти» - так открывается нам текст книги Деяний апостольских; и именно этой фразой начинается цикл чтений Апостола в праздник Светлого Христова Воскресения. При чём же здесь царь Иван Грозный, спросите вы? Каким образом его тень могла коснуться сегодняшней пасхальной службы?

Иван Васильевич Грозный нами упомянут лишь в связи с тем, что именно в период его царствования на Руси возникло книжное печатное дело. А вот тень другого видного деятеля той эпохи – русского первопечатника Ивана Фёдорова, - действительно «присутствовала» на сегодняшней литургии. Но для начала немного истории.

Из жизнеописания Федорова мы знаем, что после выхода первой его, и помогавшего ему Петра Мстиславца, книги «Апостол» 1563 года в Москве, он подвергся нешуточным нападкам своих конкурентов – книжных переписчиков. Слыханное ли это дело – их дорогой ручной труд должен быть передан «антихристовым» печатным станкам! Но не в станках, конечно, было дело, а в грозящем уменьшении доходов от книгопродажи. Сам Иван Фёдоров в послесловии к Львовскому Апостолу 1574 года пишет, что ему в Москве пришлось претерпеть очень сильное и частое озлобление по отношению к себе не от царя, а от государственных начальников, священноначальников и учителей, которые завидовали ему, ненавидели его, обвиняли Ивана во многих ересях и хотели уничтожить Божие дело (то есть книгопечатание). Эти люди и выгнали Ивана Фёдорова из его родного Отечества; Ивану пришлось переселиться в другую страну, в которой он никогда не был. В этой стране Ивана, как он сам пишет, любезно принял благочестивый король Сигизмунд II Август вместе со своей радою.

 

Изображение WhatsApp 2024 01 19 в 15.15.50 f8d6b5db

Разворот с гербом воеводы Григория Ходкевича и предисловием к Апостолу. Львовский "Апостол", 1574 г.

Таким образом, во второй половине XVI века Федоров обосновался в Заблудове, а потом и во Львове – Русском воеводстве Речи Посполитой. Там он напечатал ряд книг, среди которых был вышеупомянутый Львовский Апостол 1574 года. Львовское издание «Апостола» содержит в себе также послесловие от самого Ивана Фёдорова, где он рассказывает о гонениях («Не от Государя, но от многих начальник и священоначальник, которые на нас зависти ради многие ереси умышляли»), которые его «…от земли, отечества и рода нашего изгнали в края доселе неведомые». Предпринимательская деятельность первопечатника не была особо успешной: во Львове он снова столкнулся с конкуренцией со стороны переписчиков, которые препятствовали развитию его дела.

 

Изображение WhatsApp 2024 05 05 в 16.40.45 627017ab

Герб Ивана Федорова. Подпись "иоаннъ федоровичь друкарь москвитинъ". Львовский "Апостол", 1574 г.

Тираж Львовского Апостола был 1000 – 1200 экземпляров. Современные исследователи считают, что до наших дней дошло не менее 70 книг разной степени сохранности.

И вот здесь мы подходим к сути нашего рассказа. На сегодняшней пасхальной литургии чтец Петр Долнаков читал первое зачало именно по Львовскому Апостолу 1574 года!

 

Изображение WhatsApp 2024 05 05 в 16.39.21 77f0088f

Петр Долнаков за чтением Апостола

Эта книга с недавнего времени является экспонатом «Музея истории старообрядчества Сибири» - самой старой книгой музейного собрания. В честь великоторжественного праздника Пасхи было решено совершить апостольское чтение именно по этому «фёдоровскому» экземпляру. Спустя 450 лет – без малого пять веков, тень русского печатника незримо отразилась в читаемых словесах Священного Писания. Подумать только, ведь когда-то этих страниц касалась длань самого Федорова – между прочим, канонизированного святого. В вышедшем из печати церковном календаре Русской Православной старообрядческой Церкви на 2016 год опубликован молебный канон первопечатнику Иоанну Федорову и фотография его иконы.

 

1445248825.977ivan fedorov

Икона Иоанна Федорова

Иван Федоров почитается как просветитель и родоначальник массовой книжной печати в России, Белоруссии и на Украине. Однако только в старообрядческой Церкви он прославлен, как святой. Исследователи отмечают, что просветительский подвиг Иоанна Федорова сравним с деяниями других славянских книжников. Его имя ставят в один ряд с создателями славянской азбуки равноапостольными Кирилом и Мефодием, летописцами преп. Никоном и Нестором Печерскими, проповедником и церковным учителем Кирилом Туровским, выдающимся ученым средневековья преподобным Максимом Греком, просветителем и собирателем церковного книжного богатства митрополитом Макарием Московским.

Старообрядчество в полной мере оценило просветительский подвиг русского первопечатника. В 2009 году Иоанн Федоров был прославлен Собором Русской Православной старообрядческой Церкви в лике святых:

3.1. Установить почитание в приходах Русской Православной Старообрядческой Церкви праведного диакона Иоанна (Федорова), словенским книгам печатника. 3.2. Установить празднование ему в день его преставления — 5 декабря по ст. ст.

Кто-то скажет, подумаешь – книга Ивана Федорова, ну и что? А вы посмотрите, какие истории нам открывают те или иные книги! И ведь мы, порою, сами можем стать частью этих историй, соприкасаясь с древними фолиантами, читая их и черпая божественную премудрость! Так это на самом деле или нет? Спросите у чтеца Петра.