main image

Кафедральный собор
во имя Рождества Богородицы

Новосибирск, ул. Байдукова 1

+7 983 139 16 70 +7 (383)2430623

 

Расписание служб

СУББОТА 15.00 – 19.30

ВОСКРЕСЕНЬЕ 07.30 – 11.00

 

В праздники

вечером - в 15:00

утром - в 07:00

отец Трофим Гребнев

Сегодня, на память св. Апостола Трофима мы вспоминаем одного из настоятелей новосибирской общины о. Трофима Гребнева. Это был последний настоятель перед ныне здравствующим протоиереем Михаилом Задворновым, однако на его долю выпали одни из самых сложных и неоднозначных лет в новейшей истории старообрядческой Церкви.

Трофим Артемьевич Гребнев родился 28 апреля 1898 года в семье крестьян в деревне Соболево на Урале. Ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей занималась мать Васса. Она и привила будущему о.Трофиму любовь к церковной службе и молитве, стремление к изучению богословия. С раннего возраста помогал Трофим отцу в крестьянском труде, жизнь вел достойную христианского юноши, почитал родителей, усердно молясь дома и в храме. В 1919 году в возрасте 20 лет, получив родительское благословение, Трофим Артемьевич женился на скромной девушке – сироте Евдокии, которая стала его верной спутницей во всех земных  его испытаниях. Евдокия Павловна была из соседнего беспоповского села. Родители ее рано умерли, и она жила в семье своего старшего брата. Всего было у Гребневых 9 детей, но выжили только трое.

Начало семейной жизни совпало с бурными событиями в истории русского народа - в России шла гражданская война. Не миновала она и молодую семью Гребневых. Трофима забрали в Красную Армию. Об этом периоде жизни о. Трофима долго ничего не было известно. Помог интернет. Вот что мы теперь знаем: "Во время Гражданской войны были нередки случаи, когда бойцы Красной армии переходили на сторону врага целыми дивизиями, как впрочем и наоборот, что однобоко освещено советскими историками. Так в июле 1920 года восстали бойцы полка 22-й стрелковой дивизии под командованием Сапожкова. Повстанцы довольно долго вели бои и диверсии на территории Саратовской и Самарской губерний. Лозунгом сапожковцев, окрещенных большевиками "бандитами", было: «За Советскую Россию без коммунистов». Восстание было подавлено, и в августе 1920 г. в газете "Красный Урал" было опубликовано первое сообщение о начале репрессий над сапожковцами. И среди множества имен мы видим: Трофим Артемьевич Гребнев, 22 лет (село Советское того же уезда). Все восставшие "обвинялись в том, что в ночь с 13 на 14 июля, находясь под командованием Силантьева, выступили с оружием в руках против Советской власти. Все они были приговорены к общественно-принудительным работам с лишением свободы сроком на 5 лет с условно-досрочным освобождением на 6 месяцев с отправкой через добровольческий полк на фронт".

После возвращения с фронта до 1926 г. он занимался своим крестьянским  хозяйством. Видимо, в эти годы он усердно посещал церковь и своим прилежанием к молитве и знаниями своими  снискал уважение прихожан родного села, которые выдвинули его в кандидаты в священноиерея. Рукоположен был молодой Трофим Гребнев (28 лет) в иереи епископом Уральско-Оренбургским Амфилохием в 1926 году в с. Мухраново. Однако, служить ему пришлось совсем недолго. Жизнь русского крестьянства была взорвана колхозной «революцией». По стране покатилась волна раскулачивания, репрессий, жестокого преследования православной веры, гонений на духовенство.

В 1930 году семья о.Трофима была выброшена на улицу. Все забрали: дом, корову, лошадь, немудреный скарб, не посмотрели даже на то, что несколько лет о.Трофим отдал службе в Красной Армии. Матушка Евдокия с двумя детьми оказались на улице, а о.Трофима ОГПУ осудило на 3 года. Он был сослан в лагерь, на строительство Беломорского канала, но по промыслу  Божию, через три года его отпустили домой. Вернулся он на Пасху, но служить ему не пришлось. Церковь закрыли, и пришлось о.Трофиму с семейством искать средства для проживания в Казахстане на Муйнаке – острове в Аральском море. Там, на рыбоконсервном заводе работал тогда о. Трофим со своей матушкой: рыли котлованы, изготавливали кирпич. В 1934 году – снова переезд в Кызыл-Орду. Снова тяжелый физический труд, ночные дежурства сторожем. В 1938 году о.Трофим перешел кассиром в лепрозорий (лечебница для прокаженных), где он проработал до Великой Отечественной войны.

В 1941 или в начале 1942 г. о. Трофима забирают на фронт, откуда он придет только в 1944 г. после ранения в руку, когда его списывают вчистую. Вернувшись домой, о. Трофим снова работал в лепрозории, где его очень ценили и уважали. Жизнь была трудной и голодной, приходилось день и ночь трудиться.

В 1947 г. Гребневы перебрались в с. Мухраново. Отец Трофим не оставлял надежды на восстановление духовной жизни. В начале 1948 г. было подано совместное ходатайство старообрядцев белокриницкого согласия селений Илек, Мухраново и Рассыпное об открытии в Илеке старообрядческой церкви в частном доме А. А. Дьяконова. Инициатором подачи этого обращения был о. Трофим Гребнев.

Выросли трое детей, возраст уже приближался к пенсионному, когда из Москвы пришел о.Трофиму вызов к архиепископу Флавиану. Архиепископ, поговорив с о.Трофимом, направил его священником в новосибирский приход, где в то время не было иерея (о.Никола  Ионин уже упокоился). Увидев нового священника, кто-то из прихожан пошутил: «Такой у нас долго не продержится». Однако, о. Трофим прослужил в новосибирском приходе больше 20 лет. Через полгода батюшка перевез сюда и свою супругу – матушку Евдокию. Служить было очень трудно, ведь без малого тридцать лет о.Трофиму не разрешали священнодействовать. Кроме того, каждый шаг, все требы и молебны  становились известны уполномоченному по делам религиозных культов. Для того, чтобы выехать на требы за пределы города, необходимо было просить разрешение. Даже вопрос об отпуске по состоянию здоровья решался с уполномоченным. Под угрозой закрытия храма запрещали приводить детей.

В этих условиях о.Трофим выдвинул из своих прихожан несколько достойных кандидатов на духовную степень. Среди них настоятель ижевского Покровского храма о. Дмитрий Шмаков и наш новосибирский настоятель о.Михаил  Задворнов. Прихожане до сих пор вспоминают радушие и гостеприимство о. Трифона и матушки Евдокии. После каждой воскресной или праздничной службы они приглашали к себе людей. И если никто не мог прийти пообедать, очень печалились. Отец Трофим считал своим христианским долгом накормить хотя бы одного человека. Внимательное отношение к людям о.Трофима, его большая житейская мудрость и строгая христианская жизнь полюбились новосибирцам. Прихожане часто приглашали о. Трофима, и он никогда не отказывал своим духовным чадам. 

В начале 70-х годов тяжело заболела матушка Евдокия и через некоторое время скончалась. Отец Трофим остался один, но дочь Марья Трофимовна, переехавшая к тому времени в Новосибирск и прихожане не оставляли его. Еще целых шесть лет отец Трофим отдал служению Господу. Осенью 1979 года после недолгой болезни отца Трофима не стало. Это была тяжелая потеря для осиротевшей паствы. В сердцах тех, кто знал о. Трофима, навсегда остались добрые воспоминания о нем - их духовном отце. Да упокоит Господь его душу в селех праведных со всеми святыми.

Долнаков А.П.

Долнакова Е.А.

_________________________________________________________

Статья была напечатана в газете новосибирской старообрядческой общины «Сибирский старообрядец» № 3 1998 г. с. 5, 6.