Трофим Артемьевич Гребнев родился 28 апреля 1898 года в семье крестьян в деревне Соболево на Урале. Ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей занималась мать Васса. Она и привила будущему о.Трофиму любовь к церковной службе и молитве, стремление к изучению богословия. С раннего возраста помогал Трофим отцу в крестьянском труде, жизнь вел достойную христианского юноши, почитал родителей, усердно молясь дома и в храме. В 1919 году в возрасте 20 лет, получив родительское благословение, Трофим Артемьевич женился на скромной девушке – сироте Евдокии, которая стала его верной спутницей во всех земных его испытаниях. Евдокия Павловна была из соседнего беспоповского села. Родители ее рано умерли, и она жила в семье своего старшего брата. Всего было у Гребневых 9 детей, но выжили только трое.
Начало семейной жизни совпало с бурными событиями в истории русского народа - в России шла гражданская война. Не миновала она и молодую семью Гребневых. Трофима забрали в Красную Армию. Об этом периоде жизни о. Трофима долго ничего не было известно. Помог интернет. Вот что мы теперь знаем: "Во время Гражданской войны были нередки случаи, когда бойцы Красной армии переходили на сторону врага целыми дивизиями, как впрочем и наоборот, что однобоко освещено советскими историками. Так в июле 1920 года восстали бойцы полка 22-й стрелковой дивизии под командованием Сапожкова. Повстанцы довольно долго вели бои и диверсии на территории Саратовской и Самарской губерний. Лозунгом сапожковцев, окрещенных большевиками "бандитами", было: «За Советскую Россию без коммунистов». Восстание было подавлено, и в августе 1920 г. в газете "Красный Урал" было опубликовано первое сообщение о начале репрессий над сапожковцами. И среди множества имен мы видим: Трофим Артемьевич Гребнев, 22 лет (село Советское того же уезда). Все восставшие "обвинялись в том, что в ночь с 13 на 14 июля, находясь под командованием Силантьева, выступили с оружием в руках против Советской власти. Все они были приговорены к общественно-принудительным работам с лишением свободы сроком на 5 лет с условно-досрочным освобождением на 6 месяцев с отправкой через добровольческий полк на фронт".
После возвращения с фронта до 1926 г. он занимался своим крестьянским хозяйством. Видимо, в эти годы он усердно посещал церковь и своим прилежанием к молитве и знаниями своими снискал уважение прихожан родного села, которые выдвинули его в кандидаты в священноиерея. Рукоположен был молодой Трофим Гребнев (28 лет) в иереи епископом Уральско-Оренбургским Амфилохием в 1926 году в с. Мухраново. Однако, служить ему пришлось совсем недолго. Жизнь русского крестьянства была взорвана колхозной «революцией». По стране покатилась волна раскулачивания, репрессий, жестокого преследования православной веры, гонений на духовенство.
В 1930 году семья о.Трофима была выброшена на улицу. Все забрали: дом, корову, лошадь, немудреный скарб, не посмотрели даже на то, что несколько лет о.Трофим отдал службе в Красной Армии. Матушка Евдокия с двумя детьми оказались на улице, а о.Трофима ОГПУ осудило на 3 года. Он был сослан в лагерь, на строительство Беломорского канала, но по промыслу Божию, через три года его отпустили домой. Вернулся он на Пасху, но служить ему не пришлось. Церковь закрыли, и пришлось о.Трофиму с семейством искать средства для проживания в Казахстане на Муйнаке – острове в Аральском море. Там, на рыбоконсервном заводе работал тогда о. Трофим со своей матушкой: рыли котлованы, изготавливали кирпич. В 1934 году – снова переезд в Кызыл-Орду. Снова тяжелый физический труд, ночные дежурства сторожем. В 1938 году о.Трофим перешел кассиром в лепрозорий (лечебница для прокаженных), где он проработал до Великой Отечественной войны.
В 1941 или в начале 1942 г. о. Трофима забирают на фронт, откуда он придет только в 1944 г. после ранения в руку, когда его списывают вчистую. Вернувшись домой, о. Трофим снова работал в лепрозории, где его очень ценили и уважали. Жизнь была трудной и голодной, приходилось день и ночь трудиться.
В 1947 г. Гребневы перебрались в с. Мухраново. Отец Трофим не оставлял надежды на восстановление духовной жизни. В начале 1948 г. было подано совместное ходатайство старообрядцев белокриницкого согласия селений Илек, Мухраново и Рассыпное об открытии в Илеке старообрядческой церкви в частном доме А. А. Дьяконова. Инициатором подачи этого обращения был о. Трофим Гребнев.
Выросли трое детей, возраст уже приближался к пенсионному, когда из Москвы пришел о.Трофиму вызов к архиепископу Флавиану. Архиепископ, поговорив с о.Трофимом, направил его священником в новосибирский приход, где в то время не было иерея (о.Никола Ионин уже упокоился). Увидев нового священника, кто-то из прихожан пошутил: «Такой у нас долго не продержится». Однако, о. Трофим прослужил в новосибирском приходе больше 20 лет. Через полгода батюшка перевез сюда и свою супругу – матушку Евдокию. Служить было очень трудно, ведь без малого тридцать лет о.Трофиму не разрешали священнодействовать. Кроме того, каждый шаг, все требы и молебны становились известны уполномоченному по делам религиозных культов. Для того, чтобы выехать на требы за пределы города, необходимо было просить разрешение. Даже вопрос об отпуске по состоянию здоровья решался с уполномоченным. Под угрозой закрытия храма запрещали приводить детей.
В этих условиях о.Трофим выдвинул из своих прихожан несколько достойных кандидатов на духовную степень. Среди них настоятель ижевского Покровского храма о. Дмитрий Шмаков и наш новосибирский настоятель о.Михаил Задворнов. Прихожане до сих пор вспоминают радушие и гостеприимство о. Трифона и матушки Евдокии. После каждой воскресной или праздничной службы они приглашали к себе людей. И если никто не мог прийти пообедать, очень печалились. Отец Трофим считал своим христианским долгом накормить хотя бы одного человека. Внимательное отношение к людям о.Трофима, его большая житейская мудрость и строгая христианская жизнь полюбились новосибирцам. Прихожане часто приглашали о. Трофима, и он никогда не отказывал своим духовным чадам.
В начале 70-х годов тяжело заболела матушка Евдокия и через некоторое время скончалась. Отец Трофим остался один, но дочь Марья Трофимовна, переехавшая к тому времени в Новосибирск и прихожане не оставляли его. Еще целых шесть лет отец Трофим отдал служению Господу. Осенью 1979 года после недолгой болезни отца Трофима не стало. Это была тяжелая потеря для осиротевшей паствы. В сердцах тех, кто знал о. Трофима, навсегда остались добрые воспоминания о нем - их духовном отце. Да упокоит Господь его душу в селех праведных со всеми святыми.
Долнаков А.П.
Долнакова Е.А.
_________________________________________________________
Статья была напечатана в газете новосибирской старообрядческой общины «Сибирский старообрядец» № 3 1998 г. с. 5, 6.