main image

Кафедральный собор
во имя Рождества Богородицы

Новосибирск, ул. Байдукова 1

+7 983 139 16 70 +7 (383)2430623

 

Расписание служб

СУББОТА 15.00 – 19.30

ВОСКРЕСЕНЬЕ 07.30 – 11.00

 

В праздники

вечером - в 15:00

утром - в 07:00

Особенности "Яблочного Спаса"

Сегодня в праздник Преображения Господня мы, как обычно, побывали в храме за литургией, слушали строки из Евангелия о событии нынешнего торжества, сподобились благословения винограда, яблок и прочих плодов земных. Казалось бы, всё нам известно о сегодняшнем празднике. Но это лишь отчасти. На самом деле, есть некоторые особенности в этом дне, требующие дополнительных объяснений. О них и поговорим.

 

Первое, что вызывает вопрос для пытливого ума - когда именно произошло само событие Преображения Господня? В восточных православных церквях Преображение празднуется 6 августа по юлианскому календарю. Но случилось ли оно действительно в этот день? В Евангелиях говорится, что произошло это перед крестными страданиями Спасителя.

С того времени Исус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. (Мф. 16:21)

Собственно, Христос и хотел укрепить своих учеников перед страданиями, показав им славу Свою на горе Фавор. Кстати, то что Преображение произошло именно на горе Фавор - в Евангелиях не говорится. Но христианские предания первых веков и отцы Церкви свидетельствуют нам об этом. Из этих же преданий мы узнаём, что Преображение совершилось за сорок дней перед крестной смертью Спасителя. Так почему мы отмечаем этот праздник летом? Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября (по старому стилю) Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. Однако иной пытливый ум вновь задаст вопрос: почему же миновав Великий пост, сей праздник приходится на пост Успенский? Дело в том, что Успенский пост был установлен около 1000 года - позже возникновения праздника Преображения в числе 6 августа.

Кстати, подобная "передвижка" коснулась и праздника Воздвижения Креста Господня, когда мы вспоминаем обретение Креста равноапостольной царицей Еленой. Само обретение произошло в марте 326 года, и по той же причине (чтобы не праздновать это величайшее событие в дни Великого поста) было перенесено на сентябрь, и приурочено к обновленю храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Храма Гроба Господня).

Ещё один вопрос возникает в связи с освящением плодов на Преображение Господне. Связано ли как-то это богословски? Дело в том, что на Востоке, в странах Средиземноморья это время считается днями сбора урожая винограда, оливок и иных плодов. Эти дни сопровождались торжествами и пиршествами в честь Вакха и других языческих богов. Чтобы вытеснить из народного обихода языческие празднества, Церковь приурочила плодовые приношения к Преображению. На праздник была установлена молитва Богу на освящение плодов нового урожая, хотя этот обычай не связан с богословской и исторической основой церковного праздника.

 

WhatsApp Image 2022 08 19 at 12.10.37

 

Позже в церковных уставах появляются ограничения на вкушение винограда прежде наступления праздника Преображения Господня. Так в "Оке церковном" и августовской минее мы находим следующие указания:

Яко аще кто от братии снесть гроздие, прежде сицеваго праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие чрез весь август месяц, яко заповеданный устав презрев.

Поскольку на Руси виноградников не было, то ограничения с вкушением плодов нового урожая были связаны с яблоками, а в отдельных местах, согласно словарю Даля, запрет существовал на все плоды, кроме огурцов. В народе этот праздник так и называется - "Яблочный Спас". Народное богословие особо предостерегало от преждевременного вкушения яблок тех родителей, чьи дети умерли в младенчестве. Было поверье, что на том свете на серебряных деревьях растут золотые яблочки, и эти яблочки раздаются только тем умершим детям, родители которых твердо помнят закон и строго воздерживаются от употребления плодов до Яблочного Спаса. Скептики, наверное, посмеются подобным народным верованиям, однако не стоит забывать, что подобные ограничения люди накладывали на себя не от невежества, а из чувства благоговения пред Господом, считая это необходимым духовным подвигом благочестия ради. Всё-таки православие - это не система запретов, а добровольное ношение "ига и бремени" Христова ради достижения Царства Небесного, ради конечного нашего Преображения. С праздником, друзья!

P.S. О паломничестве на гору Фавор читайте в наших ранних материалах.