main image

Кафедральный собор
во имя Рождества Богородицы

Новосибирск, ул. Байдукова 1

+7 983 139 16 70 +7 (383)2430623

 

Расписание служб

СУББОТА 15.00 – 19.30

ВОСКРЕСЕНЬЕ 07.30 – 11.00

 

В праздники

вечером - в 15:00

утром - в 07:00

Мы русские и потому победим!

 22 июня - День памяти и скорби. Городской журнал "Содружество наций" попросил редакцию нашего сайта подготовить материал с воспоминаниями преосвященного епископа Силуяна о гдах войны, которые пришлись на его детство. Статья выйдет в ближайшем номере журнала, а мы предлагаем ознакомиться с ней всех читателей нашего сайта.

 

День 22 июня 2021 года для епископа Силуяна начался не совсем обычно. После ежедневных утренних молитв и иноческого правила был просмотр свежей прессы и прослушивание радио. Сегодня 80 лет со дня начала Великой Отечественной войны; какие же нынче настроения в обществе, как встречают этот скорбный юбилей наши государственные правители, – всё это интересует и беспокоит владыку, заставляет думать о будущем и вспоминать прошлое.

епископ Силуян: Я родился в мае 1939 года, и как началась война я, в силу младых лет, не помню. Но первые мои детские воспоминания запомнили именно военное время. Можно сказать, что моя осознанная человеческая память началась с войны. Слава Богу, это не связано ни с бомбёжками, ни с эвакуацией, ни с другими ужасами, которые испытало мирное население, но и на нашу тыловую долю горя хватало. К началу войны мы жили в Западно-Сибирском крае [ныне – Томская область]. Отец перевёз семью в Колпашево; там, по его мнению, семье было проще пережить войну. Так оно и было – мама работала на нескольких работах, никакой нагрузки не гнушалась, надо было выживать и поднимать на ноги троих детей.

 

WhatsApp Image 2021 06 23 at 16.57.16 1

С. Килин 1940-е годы

Семье и близким родственникам владыки Силуяна действительно пришлось нелегко. Помощи ждать было не от кого. Вроде бы и большой род был у Килиных, и много их тогда проживало в сёлах Западно-Сибирского края: в Мощевикино, Шудельке, Тайжо. Однако всех мужчин – родных дядей епископа Силуяна по линии матери – всех их призвали на фронт в первый же год войны. И в первый же год они погибли.

епископ Силуян: Уже много позже я понимал, что все старообрядцы отнеслись к призыву встать на защиту Родины как истинные патриоты своего Отечества. Шли на фронт не колеблясь и не мешкая. Более того, наше священноначалие поддерживало эти патриотические чувства и регулярно рассылало по приходам воззвания и призывы встать на защиту Отечества и трудиться в тылу для фронта. Хотя перед началом войны положение Церкви в советском государстве было весьма упадническое. Было закрыто множество храмов и репрессировано огромное количество священнослужителей. Во многих регионах (вернее, в большинстве регионов) СССР действующих старообрядческих (древлеправославных) храмов не оставалось. Однако, перед врагом и перед войной выбор только один – или ты победишь, или тебя победят. Вот так и уходили на фронт старообрядцы – в руках оружие, а в сердце - молитва.

Иерей Андрей Шамов в своей статье «Старообрядчество и Великая Отечественная война» пишет: «…Можно сделать вывод, что старообрядцы, сильно пострадав от гонений на религию и верующих в СССР в 1929–1940 гг., тем не менее оставили свои прошлые обиды и внесли посильный и значительный вклад в общее дело Победы русского народа над немецко-фашистскими захватчиками. В сознании верующего древлеправославного христианина-старообрядца Россия-Русь (даже будучи «советской») всегда и неизменно продолжала оставаться Родиной, за которую, если требуется, надо не пожалеть и своей жизни. В свою очередь, не утратив в целом своей антирелигиозной идеологии, советская власть была вынуждена терпимее относиться к религиозным конфессиям и в какой-то (пусть даже очень незначительной) степени считаться с интересами верующих (сохранив о них мнение как о некоем анахронизме, пережитке прошлого, но при этом реально существующем и значительном слое общества)».

C первых дней войны старообрядческое духовенство во главе с архиепископом Московским и всея Руси Иринархом (Парфеновым) заняло активную патриотическую позицию. Первое архипастырское послание архиепископа Иринарха было выпущено 6 июля 1941 года (т.е. через три дня после обращения к народу Сталина). В Послании говорилось:

«Всем и всюду во Святом Духе возлюбленным и дражайшим братьям и сестрам старообрядцам. Всем православным верным чадам единой святой соборной и апостольской Церкви — братское во Святом Дусе приветствие и желание всякого блага и спасения от Бога. В тиши ночной, когда мирный русский люд спал, напала на него саранча. Свободные и миролюбивые малые народы европейских стран утонули в крови, превращены в рабов, отданы на поругание нечисти. Великая скорбь, плач стариков, детей и матерей содрогают весь мир. Новоявленный антихрист замахнулся своим мечом и на нас.  Но велика милость Божия, сила нерукотворная сильнее силы антихриста и иже с ним, и с помощью горячих и искренних молитв воинство наше русское наступит и сотрет с лица земли русской аспида и василиска тевтонского.

С помощью Господа Бога, Творца и Отца нашего, с помощью великой и нераздельной Троицы и всех святых русский народ встанет как один на вторую Отечественную войну и раздавит нечестивца и поганца, ибо «взявший меч от меча и погибнет».

Пошёл на фронт в 1942 году и отец епископа Силуяна – Анфиноген Киприянович Килин. Четыре года семья прожила без кормильца. В это тяжёлое время, ещё до начала обучения в обычной школе, Симон Килин [еп. Силуян] начал делать первые шаги в познании религиозных основ. Главную роль в духовном воспитании отрока сыграла мама Минодора Ивановна – ревностная христианка и усердная молитвенница. Чтение и заучивание молитв, церковно-славянский язык, жития святых – всё это прошло через детство и отрочество Симона Килина и его сестёр. Мужской отеческой руки не хватало не только в хозяйстве, но и в родительском попечении над детьми. Однако, дети знали, что отец на фронте помнит о них, воюет за них; а они за него молились. Денно и нощно.

 

WhatsApp Image 2021 06 23 at 16.57.16

Симон Килин с мамой и сестрами

епископ Силуян: Отец шофёром был – и на гражданке, и на фронте. Видимо, хорошим специалистом считался, раз не послали с винтовкой в окопы. Спецы – они везде в войсках нужны. Возил преимущественно командиров. Естественно, с фронта фотографии присылал на фоне разных автомобилей, даже трофейных. Однако, шоферская служба на фронте не всегда легка и безопасна. Уж не помню при каких обстоятельствах, но однажды он попал в плен. Потом с другими пленными ему удалось бежать. И уж только Бог ведает каким чудом миновали его жернова СМЕРШа. Как известно, судьба бывших советских военнопленных не обходилась без последующего военного трибунала и долгих лет лагерей. Отец продолжил службу снова в должности водителя. И, видать, хорошо служил! В конце концов ему доверили возить легендарного командарма А.А. Гречко – будущего министра обороны СССР.

Наконец, война закончилась. Анфиноген Киприянович Килин со своей частью дошёл до Берлина, в 1946 году вернулся домой. Семья начала обустраивать новую мирную жизнь. И в ознаменовании новой мирной жизни в этом же году будущий епископ Силуян пошёл в школу. Действительно, жизнь для него только начиналась. Через десять с небольшим лет он тоже возьмёт в руки оружие и почувствует запах пороха, но это уже будет во время срочной службы на Дальнем Востоке на рубеже 1950-60-х годов.

 

WhatsApp Image 2021 06 23 at 16.57.16 2

Симон Килин во время службы в армии

Сейчас, спустя многие десятилетия после описанных событий, владыка Силуян по-прежнему чувствует какую-то тревогу, отдающею войной.

епископ Силуян: Больно смотреть на то, что сейчас творится на Украине, на то, как Запад ведомый ангажированными политиканами вновь ищет повод для нападок на Россию. Как они пытаются завладеть умами и душами нашей, ещё не окрепшей в политическом плане, молодёжи. На всё это смотрю с тревогой. Но и с надеждой, что Господь дарует мудрости всем, абсолютно всем, чтобы понять как хрупок наш современный мир, как обманчив нынешний «миропорядок» и как опасны сегодняшние попытки некоторых заинтересованных лиц переписать историю, сделать из нашего народа-победителя некоего пособника мирового зла, угрожающего и по сей день народам мира. Как служитель Церкви могу лишь молиться, чтобы страшные страницы этой истории действительно остались позади.

Отдавая дань священной памяти павшим и уцелевшим защитникам нашей Родины, митрополия Московская и всея Руси несколько лет назад выпустила книгу – сборник статей «Старообрядцы в Великой Отечественной войне». Ряд публикаций рассказывает не только о героизме и самоотверженности участников событий, но и об их духовной стойкости, крепкой вере, позволивших им, несмотря на все перипетии судьбы, сохранить глубокое религиозное чувство и верность традициям предков. Несмотря на существенные авторские различия в стилистике изложения, все публикации объединяет одно — желание запечатлеть на бумаге трагические страницы отечественной истории, сохранить память о подвигах и судьбах христиан-старообрядцев.

В предисловии к книге митрополит Московский и всея Руси Корнилий отмечает:

Война — это тяжелый труд на грани человеческих возможностей, это постоянная угроза смерти, необходимость терпеть бесконечные лишения, усталость, голод, холод, недосыпание, болезни и раны. В то же время война 1941-1945 годов стала для нашей Родины временем небывалого патриотического подъема, проявления образцов мужества, воинской доблести, самопожертвования и взаимной поддержки… История Великой Отечественной войны говорит нам: какие бы тяжкие испытания ни выпадали на долю русского народа, он всегда побеждает с Божией помощью. Как сказал великий русский полководец Александр Васильевич Суворов: «Мы русские и потому победим!»