main image

Кафедральный собор
во имя Рождества Богородицы

Новосибирск, ул. Байдукова 1

+7 983 139 16 70 +7 (383)2430623

 

Расписание служб

СУББОТА 15.00 – 19.30

ВОСКРЕСЕНЬЕ 07.30 – 11.00

 

В праздники

вечером - в 15:00

утром - в 07:00

Мастер-класс в Московской консерватории

Во время работы Освященного собора в Москве, головщика клиросного хора Новосибирского старообрядческого кафедрального собора Александра Николаевича Емельянова пригласили в Научно-творческий центр церковной музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

 

Как хорошо известно, Московская консерватория является первым высшим учебным заведением в России, где началось изучение русского богослужебного пения. На открытии консерватории великий князь Владимир Федорович Одоевский в своей речи определил магистральные пути — чем должна заниматься Московская консерватория: изучением русского богослужебного пения и русского народного творчества.  Именно в этом ВУЗе в 1867 году была открыта первая кафедра истории и теории церковного пения под руководством протоиерея Димитрия Разумовского.  Ему принадлежат и первые научные труды в этой области, которые не потеряли своего научного значения до сих пор.  Кроме него на этой кафедре подвизались ученые, ставшие классиками отечественной музыкальной медиевистики: В. Металлов, А. Преображенский, С. Смоленский. С XIX века началось тесное сотрудничество этой кафедры со старообрядцами, носителями древних богослужебных традиций. Как известно, старообрядцы Морозовы были казначеями Московской консерватории. Другой видный московский предприниматель Козьма Терентьевич Солдатёнков в своё время пожертвовал огромную по тем временам сумму – 100 тысяч рублей для приобретения зрительских кресел в Большой зал консерватории. Именно благодаря сотрудничеству прот. Димитрия Разумовского и Арсения Ивановича Морозова в России впервые удалось издать в печатном виде певческие богослужебные крюковые книги, вошедшие в историю под названием «Круг церковного пения».

 

krug

Титульный лист "Круга церковного древнего знаменного пения" 1884 г.

Сотрудничество Московской консерватории со старообрядчеством продолжалось и во второй половине ХХ столетия, когда стало возможным изучение церковного пения. Консерватория организовывала экспедиции в старообрядческие общины, здесь защищались дипломы и диссертации по старообрядческой культуре.
Данная же встреча является продолжением, или возобновлением сотрудничества представителей научного мира с носителями древних певческих традиций — старообрядцами. Достаточно вспомнить, что в год 150-летия Московской консерватории на её торжествах присутствовал первоиерарх Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий.

 

1474010948.0848mitr kons 16.09.16 01

Митополит Корнилий в Большом зале Московской консерватории, 2016 г.

В данном случае А. Н. Емельянов был приглашен по рекомендации доктора искусствоведения, профессора кафедры истории русской музыки, ведущего специалиста по старообрядческому церковному пению Николая Григорьевича Денисова. Студенты Центра под руководством доцента Московской консерватории Наталии Гурьевой изучают историю и теорию древнерусского и византийского церковного пения, историю Церкви, литургику и другие вспомогательные дисциплины. Немаловажная роль отводится изучению живой певческой традиции старообрядцев; изучается опыт клиросной работы головщиков и особенности работы с хором. Обо всём этом и о многом другом студенты разных факультетов консерватории и Н.В. Гурьева поговорили с А.Н. Емельяновым.

 

денисов гурьева

Н.Г. Денисов и Н.В. Гурьева

Небольшим ансамблем, в качестве учебного примера, студентами был исполнен второй антифон 4 гласа «Воззвах Ти Господи» поморской певческой традиции. На основе пропетого были сделаны рекомендации по исполнению, построению ансамбля и чистоте унисона. Далее общение включало в себя разбор нескольких тем: скорость пения на службе, выстраивание голосов в любительском хоре, манера исполнения и т.д. Особое внимание на мастер-классе заняла задача достижения молитвенности пения за службой, уход от чисто технического пропевания крюков и избегания ярких выразительных элементов академической вокальной школы.

 

поют

Поют студенты консерватории

Слушателям мастер-класса было интересно узнать о разных традициях пения в старообрядческих общинах Белокриницкого согласия. В качестве примеров говорилось о пении в общинах г. Новосибирска, г. Нижнего Новгорода, г. Минусинска, казаков-некрасовцев приходов Ставрополья и Кубани. Были упомянуты уставщики и головщики прошлых лет – С.И. Милушкин (ст. Левокумская), М.Ф. Никонов (Н. Новгород), С.И. Кузнецов (Минусинск), А.В. Ударцев (Барнаул), а также мастера светского хорового искусства и выдающиеся регенты в лоне РПЦ – народный артист СССР В.Н. Минин и регент хора  Троице-Сергиевой Лавры (РПЦ) архимандрит Матфей (Мормыль).

 

все

А.Н. Емельянов и участники мастер-класса

Также был проанализирован опыт публичных выступлений «Хора певчих старообрядческих приходов Сибири» с 2007 по 2019 годы. В это время коллектив активно занимался подготовками к выступлениям на различных мероприятиях и форумах, посвящённых старообрядческой певческой традиции. Здесь особое внимание заняла тема воздействия знаменного распева на аудиторию из иной культурной и эстетической среды. А.Н. Емельянов рассказал о выступлениях на фестивалях в Польше – в г. Ченстохова (2009) и в г. Быдгощ (2016), куда сибирский хор ездил при содействии Н.Г. Денисова.

Вместо запланированной одной академической пары, встреча продолжалась два с половиной часа. В итоге разговора была подчёркнута мысль, что знаменное пение невозможно полноценно изучить вне участия в церковной молитвенной жизни. Ибо само пение – и есть живая молитва, постигать сущность и опыт которой необходимо каждому православному человеку.

 

с рукой

На мастер-классе

Сохраняя приятные впечатления от беседы, участники мастер-класса договорились о продолжении таких встреч и выразили надежду, что следующий приезд А.Н. Емельянова в Москву подарит не менее результативное и приятное общение преподавателям и студентам Московской консерватории.

 

фото - А. Перова и с сайта Московской консерватории