main image

Кафедральный собор
во имя Рождества Богородицы

Новосибирск, ул. Байдукова 1

+7 983 139 16 70 +7 (383)2430623

 

Расписание служб

СУББОТА 15.00 – 19.30

ВОСКРЕСЕНЬЕ 07.30 – 11.00

 

В праздники

вечером - в 15:00

утром - в 07:00

Люди и судьбы. Сабуровы

В настоящее время в новосибирской общине есть как коренные старообрядцы, так и люди, пришедшие к вере в сознательном возрасте. А среди "коренных" есть семьи с богатым наследием. История этой семьи интересна памятью об их бывшем родовом доме, являющегося  архитектурным украшением города, который в Новосибирске простонародно именуется как "Дом Сабурова". Этот дом - ещё одна сохранившаяся "старообрядческая" недвижимость в историческом центре города наряду с домами Ефремова, Полякова и зданием филиала Морозовской мануфактуры.

Прежде всего хотелось бы поблагодарить за материал и текст замечательного новосибирского краеведа Наталью Липатникову. За основу настоящего материала взята (с сокращениями) её статья "Дом не-Доверие: история дома Сабуровых в Ново-Николаевске".

Дореволюционный кирпичный дом на углу Каинской и Красного проспекта привлекает внимание и своей архитектурой, и атмосферой в целом. Деталями он не похож на другие дома Новосибирска того же времени постройки. Срезанный угол, на крыше аттики с оригинально застекленными слуховыми окнами, балкончик с ажурными коваными решётками, обрамленный с двух сторон кирпичным барельефом, напоминающим кресты, интересные кронштейны, более характерные для деревянного зодчества – все эти черты в совокупности делают дом красивым и своеобразным. 

 

razresh.jpeg

Заявление Ф.И. Сабурова на разрешение строительства в Ново-Николаевскую городскую Управу

21 мая 1913 г. Ф.И. Сабуров получает разрешение на строительство дома, который описывается как «каменный двухэтажный дом с подвалом». Двухэтажный дом, вероятно, имел жилые квартиры и одновременно использовался как торговое помещение и склад (на эту мысль наводит полноценный подвальный этаж). 

 

domsab.jpeg

Дом Сабуровых на углу Красного проспекта и ул. Каинской

Вообще, Сабуровы приехали в Сибирь с Урала. Там на Уральском чугунолитейном заводе, что на реке Кусе, они открыли свою первую мастерскую. Через сто лет после основания завода – в 1889 г. «у Кладбищенской горы на отводном канале» была построена мастерская Ивана Сидоровича Сабурова по производству однолемешных конных плугов. В 1909 г. И.С. Сабуров с братьями Шалаповыми учредил товарищество «Вагранка», позже завод этого товарищества был, разумеется, национализирован, переименован в «Прогресс», а основную продукцию завода в 1930-х гг. всё так же составляли четырехколесные молотилки, веялки и крестьянские ходки. Сабуровы в Кусинском заводе были людьми известными, о чём говорит и их адрес: «телеграфируйте на Кусинскую платформу Сабурову». 

 

zavsab.jpeg

Сабуровы у своего завода

До настоящего времени дискуссионным остаётся вопрос: кем же был Фёдор Иванович Сабуров, построивший столь серьёзное и очевидно недешёвое здание на главной улице города? «Богатым домовладельцем», зарабатывающим на ренте, или не только? Рекламное объявление в газете «Обский вестник» за февраль 1911 г. гласит:

«Склад сельско-хозяйственных машин и орудий в гор. Новониколаевске Томской губ. завода Ивана Сидоровича Сабурова из Кусинского завода Уфимской губернии. Оптовая и розничная продажа молотилок, сеялок и веялок. Каталоги высылаются безплатно».

 

recl.jpeg

Реклама машин завода И.С. Сабурова

Необходимость в плугах, сеялках и веялках была велика: в Сибирь шёл большой поток крестьян-переселенцев, начинавших хозяйство практически с нуля. Вполне возможно, что именно пожар 1909 г. и газетные статьи о нём и сподвигли Ивана Сидоровича и Фёдора Ивановича Сабуровых расширять дело из Уфимской губернии на восток: есть спрос, значит будет и предложение. 

В государственном архиве Новосибирской области есть личное дело Сабурова Ивана Сидоровича, состоящее, к сожалению, из одной лишь выписки из метрической книги (хотя в заголовке дела перечислено больше документов) о рождении его дочери Анны. «Выдано обывателю Кусинского завода, Златоустовского уезда Ивану Сидоровичу Сабурову, в том, что в записях рождения Успенского Старообрядческого храма при Кусинской Старообрядческой общины под числом 3 февраля 1902 г. значится записанным родившаяся от законного брата Ивана Сидорова и Агафии Стахеевой Сабуровых дочь Анна. 5 сентября 1913 г., настоятель храма при Кусинской Старообрядческой общине старообрядческий священник Феодосий Сальников». С одной стороны, это дало ответы на ряд вопросов, например, о восьмиконечных крестах на участке Сабуровых на кладбище и, возможно, о кирпичном барельефе-кресте на доме по Каинской, 1. С другой – породило новую проблему: понять, как вообще жили старообрядцы в Ново-Николаевске? Приблизительно в 1899 г. в Новониколаевском поселке образовался старообрядческий приход, а с 1907 г. в Ново-Николаевске существовала старообрядческая община, в которую входили многие известные в городе люди: Т.А. Чернышёв, И.П. Заграничнов, А.Т. и С.Т. Поляковы, И.С. Ефремов и многие другие, их стараниями в доме Заграничнова (Семипалатинская, 6 по соседству с синагогой) был открыт молитвенный дом, при нём в скромном деревянном доме, требующем ремонта, жил священник. Конечно, был и отдельный старообрядческий участок на Новом кладбище. Долгое время не мог решиться вопрос о строительстве старообрядческой школы: участок, выделенный под строительство в квартале 87 Центральной части, был слишком далеко от центра, но в итоге его удалось обменять на другой – в 28 квартале. Школу строили на средства общины несколько лет, заказывали правильные учебники, тщательно выбирали учителей: учительницей основных предметов стала Ксения Ивановна Дрёмина, учителем Закона Божия – Пётр Назарович Черёмухин. В 1912 г. в школе обучалось около 50 детей. Позже участок с одноэтажным деревянным зданием школы и окружающим его садом муниципализировали и, по воспоминаниям жителей соседних кварталов, в этом здании за высоким забором долго размещалась «усадьба» первых лиц города: Михаила Васильевича Кулагина, Фёдора Степановича Горячева. 

Сабуровы на собраниях совета общины замечены не были, но в метрической книге старообрядческой общины за 1915 г. была выявлена запись о рождении 11 апреля Бориса Фёдоровича Сабурова, значит Сабуровы и в Ново-Николаевске по-прежнему придерживались веры предков.

Не одним только каменным домом владело семейство Сабуровых в Ново-Николаевске. Примерно во время постройки каменного дома на Николаевском проспекте Фёдор Иванович Сабуров (а все дела делались от его имени) покупает в Центральной части ещё четыре участка, замыкающих 22 квартал по улицам Болдыревской, Кабинетской и Гудимовской (вошедшие в историю как «усадьба Вагина») для склада сельскохозяйственных машин. Что же было на этих участках при Ф.И. Сабурове? Три склада, два амбара, два жилых дома (один из них известен как «контора Вагина», по свидетельству бывших его жителей, он был перенесён в Октябрьский район и доживает свои последние дни на улице Грибоедова), жилой флигель, амбар, беседка и двухэтажный бревенчатый магазин – на месте дома по адресу Советская, 11. 

 

pelme

Знаменитая "советская" пельменная (ул. Советская, 11) - ещё один дом Сабуровых

Был обнаружен и ещё один адрес, относящийся к семье Сабуровых, вернее к Ивану Сидоровичу – Гудимовская, 57, где они с компаньоном П. П. Прокопьевым держали меблированные номера. Дом был продан в июле 1917 г., а номера закрылись. Гудимовская, 57 – это нынешняя Коммунистическая, 41, «дом Ефремова». Что ж, пожалуй, до революции Сабуровых действительно можно было назвать богатыми домовладельцами.

У Ивана Сидоровича и Анны Стахеевны было несколько детей: кроме означенной выше Анны, были выявлены Фёдор, Пётр, вероятно, Татьяна и Григорий. Информация о Татьяне получена из базы данных по репрессированным: «Сабурова Татьяна Ивановна (1893), Уфимская губ., Златоустовский уезд, Кусинский завод, русская. Профессия: монашка. Место проживания: Томская обл., Колпашевский р-н, Тайжо заимка. Дата ареста: 25 марта 1933 г. Обвинение: контрреволюционная монархическая повстанческая организация церковников. Приговор: 5 лет. Дата реабилитации: ноябрь 1959 г.». Фёдор и Петр же оставили собственноручные описания своей жизни, однако и они не избежали репрессий и заключения.

На Заельцовском кладбище сохранился участок семейного захоронения. Некрополь Сабуровых, конечно, является достопримечательностью этого кладбища, ведь старинных захоронений, перенесённых с других кладбищ там не так много, а каменные старообрядческие кресты Агафьи Стахеевны (1922) и Марии Петровны (1921) со старой орфографией, вензелями и лепниной сразу притягивают взгляд.

 

mogi.jpeg

Захоронения Сабуровых на Заельцовском кладбище

«В соответствии с дореволюционной традицией на надгробиях высечены не только имена усопших, даты их кончины, но так же указан их возраст, место рождения (Уфимская губерния), а также сокращенный текст Трисвятого", – так описывает надгробия историк и некрополист Е.И. Красильникова. Здесь же похоронены Фёдор Иванович Сабуров (1883-1962) и Пётр Иванович Сабуров (1885-1968), тоже под восьмиконечными крестами, но уже из новых материалов. А вот где и когда умер Иван Сидорович – основатель завода сельскохозяйственных машин в Кусе – неизвестно, его захоронение в Новосибирске не обнаружено.

 

sabu.jpeg

Потомки Сабуровых: Маргарита Александровна Стафеева, Ирина Михайловна Сабурова с дочерью Анной.

Но на этом история семьи Сабуровых не заканчивается. В новосибирской старообрядческой общине по сей день являются прихожанами их потомки. И надеемся, что они когда-нибудь расскажут нам более подробную иторию своего славного рода!