main image

Кафедральный собор
во имя Рождества Богородицы

Новосибирск, ул. Байдукова 1

+7 983 139 16 70 +7 (383)2430623

 

Расписание служб

СУББОТА 15.00 – 19.30

ВОСКРЕСЕНЬЕ 07.30 – 11.00

 

В праздники

вечером - в 15:00

утром - в 07:00

Люди и судьбы. Н.М. Чукмалдин

В декабре 2021 года отмечается 185-летие со дня рождения старообрядческого предпринимателя Западной Сибири Николая Мартемьяновича Чукмалдина. В нашей постоянной рубрике "Люди и судьбы" мы публикуем небольшой материал тюменского библиотекаря Алёны Николаевны Животовой, знакомящий нас с ещё одним незаурядным деятелем сибирского старообрядчества середины XIX века.

 

185 лет назад недалеко от Тюмени в с. Кулаково в семье крестьян-старообрядцев родился известный тюменский и московский купец, меценат и благотворитель Николай Мартемьянович Чукмалдин. Став успешным предпринимателем, он многое сделал для города и родного села: участвовал в создании первых тюменских библиотек, подарил музейную коллекцию И.Я. Словцова городу Тюмени, построил школу в родном селе, а также заложил там большой парк и пруд, которые радуют его земляков и поныне. В конце XIX в., а затем и в начале XX в. вышли мемуары Н.М. Чукмалдина: «Мои воспоминания» и «Записки о моей жизни», дважды переизданные в наше время. В них автор рассказывает о своей жизни в селе и городе, раскрывает свою жизненную философию и подход к предпринимательской деятельности.

«Выигрывает и богатеет в торговле только тот, кто оказывает услугу обществу. Наивыгоднейший товар - доверие, а доверие даётся только безупречной честности и торговому бескорыстию. Богатеет только изобретатель, пионер нового общеполезного дела. Все то, что добыто неправедно, посредством обмана, своекорыстия и зла, носит в самом себе смерть. Жизненно и прочно одно добро».

 

чукмалдин 2



Николай Мартемьянович начал трудиться с шести лет, помогая отцу в работе. На восьмом году родители отдали мальчика в обучение единственному грамотному человеку в деревне – старику-староверу Артемию Скрыпе. Ученье давалось легко. Трепетное отношение к обучению и книге Чукмалдин сохранил на всю жизнь.

Летом 1852 года 16-летний Николай отправляется в Тюмень в услужение к дальнему родственнику – купцу Ивану Решетникову. Последний имел в Заречной части города кожевенный завод, где и предстояло служить деревенскому парню помощником приказчика с годовым окладом в 50 рублей.

Позже Николай перешел работать в торговую лавку. В 1859 году после семи лет службы Николай становится компаньоном Решетниковых. Он  торговал шерстью, чаем, кожей, хлебом и многим другим. Позднее, говоря о том периоде, он не мог вспомнить местного товара, которым не пробовал бы торговать – и в большинстве случаев успешно. Пару лет спустя вчерашний приказчик настолько окреп, что смог полностью выкупить у Решетниковых их долю в деле и обрести полную независимость.

В 1871 году, из-за недобросовестности компаньона, Николай Мартемьянович закрыл все свои дела в Тюмени и переехал в Москву, но не забывал о Тюмени. 

В 1896 году Николай Мартемьянович выкупил у Ивана Словцова, директора реального училища, редкую коллекцию флоры и фауны за 10 тысяч рублей (по тем временам большие деньги) и передал в дар Тюмени с условием, чтобы городское общество предоставило здание для музея. «Отцы города», крепко поразмыслив, предложили предпринимателю самому начать стройку. Сколько на то уйдет времени, а средств? Чукмалдин поступил разумно: подарил все свои бесценные коллекции редкостей Александровскому реальному училищу и порекомендовал открывать музей для публики в праздничные дни. Позже коллекция легла в основу тюменского краеведческого музея.

Клуб приказчиков (предтеча филармонии), открытый в Тюмени в 1879 году, был едва ли не первым в Сибири. Его появлению тоже способствовал Николай Мартемьянович. Он возлагал большие надежды на то, что клуб будет способствовать «поднятию умственного развития местных приказчиков».

Для развития коврового промысла Николай Чукмалдин создал фабрику-школу с оборудованием и учителями, выписанными из Москвы. Во многом именно Николаю Мартемьяновичу тюменцы обязаны тем, что Транссибирская магистраль прошла через наш город, окончательно утвердив его лидерство в регионе.

Николай Чукмалдин оставил самые разные по жанру сочинения. Это и воспоминания, и путевые заметки, и публицистические статьи, печатавшиеся в очень многих изданиях, и даже детские сказки, никого не оставляющие равнодушным. В его очерках очень много географических, исторических сведений. Его труды печатались в провинциальных и столичных изданиях, таких как «Тобольские губернские ведомости», «Ирбитский ярмарочный листок», «Сибирская торговая газета» (Тюмень), «Екатеринбургская неделя» (затем – «Урал»), «Сибирский листок» (Тобольск), «Вестник промышленности» (Москва), «Санкт-Петербургские ведомости». Он путешествовал по России (Крым, Северный Кавказ, Закавказье, Финляндия) и за её границами (Германия, Австрия, Швейцария, Норвегия, Палестина, Египет) и оставил книги очерков о своих путешествиях. Создал в Тюмени уникальную библиотеку рукописных и старопечатных книг.


Прочесть воспоминания Н.М. Чукмалдина можно на странице Электронной библиотеки тюменского писателя: https://writer-tyumen.ru/index.php?m=proizpage&bid=2203

В основе философии Николая Мартемьяновича лежат традиционные старообрядческие ценности: трудолюбие, честность, трепетное отношение к прошлому, историческим и культурным памятникам, полное неприятие алкоголизма и курения, всемерная забота о просвещении земляков и взаимопомощь. Н. М. Чукмалдин - один из немногих, кто смог не только своим личным примером, но и в созданных им произведениях доступно и просто выразить философию старообрядцев, их отношение к делу, к обществу, к людям.

В Тюмени, в Сибири, да и в России в целом многие крупные купцы были старообрядцами. Это отмечает в своих работах современный исследователь старообрядчества Д.А. Урушев. В их руках были сосредоточены основные промышленные и банковские капиталы нашей страны. Это фабриканты Морозовы, промышленники и финансисты Рябушинские, владельцы фарфорового производства Кузнецовы…» и другие.

Многие выдающиеся деятели науки, культуры, военного дела также были выходцами из старообрядческой среды, знали и помнили свои корни: Михаил Ломоносов, атаман Матвей Платов, поэты Николай Клюев, Борис Корнилов, писатели Фёдор Гладков, Александр Волков, художник Кузьма Петров-Водкин, скульптор Анна Голубкина, академики Борис Рыбаков и Дмитрий Лихачев, театральные деятели Сергей Зимин и Константин Станиславский, советский министр обороны Дмитрий Устинов, а также величайший разведчик XX века, сибиряк Николай (Никанор) Кузнецов и многие другие.

В этом году исполняется 365 лет с того момента, когда в Сибирь был сослан протопоп Аввакум (Петров, 1620/21-1682), видный деятель и идеолог старообрядчества. Несмотря на прошедшее время, Раскол в церкви преодолеть так и не смогли.

Представители старообрядческой Церкви в Тюмени в настоящее время посещают храм во имя Рожества Крестителя Господня и Предотечи Иоанна, который располагается на улице Пархоменко, что в сторону Червишевского тракта.

Более подробный и развёрнутый материал о Н.М. Чукмалдине читайте здесь.

по материалам Алёны Животовой и сайта "Город-Т"