В этом году прошёл второй Съезд головщиков и церковных певчих Руской Православной старообрядческой Церкви. Первый Съезд проходил годом ранее в Москве при Московской митрополии. К работе обоих съездов были привлечены высококлассные специалисты – преподаватели высшей школы. Рассматривались вопросы истории церковного пения в богослужении Русской Церкви, певческого богословия, вопросов постановки голоса и вокальной техники, особенности певческих традиций старообрядцев разных согласий и разных регионов, хоровая певческая практика и т.д. Особое место заняло мемориальное мероприятие, посвящённое 40-летию приезда в Москву певцов Стрельниковского хора, выступлению их в Союзе композиторов России и записи на фирме «Мелодия», которое организовал и провёл профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения Николай Григорьевич Денисов. Мероприятие произвело большое впечатление и получило высокую оценку общественности, местных старообрядцев и администрации Костромской области.
Особая благодарность организаторам с принимающей стороны – преосвященному епископу Викентию и протодиакону Димитрию Коноваеву.
Участниками съезда стали певчие из приходов Ярославско-Костромской епархии, а также из других регионов России: от Москвы до Западной Сибири.
Концепция работы съездов включает в себя образовательную компоненту, практику и некое переформатирование молодых певцов. В чём же оно заключается? С одной стороны, мы – старообрядцы неустанно на всех площадях и перекрёстках говорим о себе как о носителях и хранителях традиции. А вместе с тем, сами же эти традиции не особо и чтим. Например, головщики на публичных выступлениях вместо работы с указкой пытаются использовать дирижёрский жест. Певчие поют не перед аналоем (как на службе), а держа в руках индивидуальные распечатки. Думается, что это обусловлено желанием как можно ближе на визуальном уровне быть либо к профессиональным академическим хорам, либо к никонианским. Но я попросил бы уважаемых коллег-головщиков иметь в виду: дирижёрскому жесту учатся. Профессионально. Годами. И если в лице слушательской аудитории это мало заметно, то в глазах профессионалов это выглядит порой нелепо.
Ещё про традиции. Сейчас много энтузиастов занимается продвижением певческих образовательных программ в интернете, снимают видеоролики и документальные фильмы. Не так давно при содействии Президентского фонда культурных инициатив был снят такой фильм. По общему замыслу было понятно, что создатели руководствовались исключительно благими намерениями. Но, к сожалению, не обошлось и без ложки дёгтя. Говоря о традициях, об их сохранении, о древностях, о памятниках книжности, в фильме присутствует певческий контент, не являющийся традиционным для старообрядцев. Можно было бы обойтись без современных духовных стихов новообрядческого происхождения, и тем более без стиха авторства митрополита Димитрия Ростовского. Я сейчас ни в коем случае не критикую и не пытаюсь укорить своих коллег головщиков; я просто призываю их быть разборчивее и внимательнее к выбору иллюстративного материала к фильмам и видеороликам, а также и к певческому репертуару на публичных выступлениях и застольях. Получается так, что современных духовных песен, включая песнопения никонианского и баптистского происхождения, песен из современных, так называемых, православных мультфильмов и даже оперных арий – у нас поётся много. А вот аутентичных старообрядческих духовных стихов очень не хватает. Вот и получается, что современные старообрядцы увлечены «новоделом», а исконно старообрядческое народное творчество привлекает лишь немногих любителей и фольклористов, в том числе и новообрядцев.
Кстати, о новообрядцах. У них тоже ежегодно проходят съезды регентов. Мне попала в руки программа прошлогоднего III съезда. Вот что она в себя включала: 22 доклада; 7 мастер-классов и практических занятий; 5 творческих встреч и презентаций изданий; гала-концерт с участием семи хоров и концерт ансамбля «Знамение». Это очень насыщенная программа на три дня работы съезда. А теперь вопрос: а разве у нас нет тем для докладов и поводов для подобной работы? Конечно есть. Но почему-то все наши усилия направлены на банальное изучение крюков и проведение вечера духовных песнопений, который за последнее десятилетие превратился в кальку «самого себя», абсолютно лишённую какой-либо концепции.
Посему я хочу обратить внимание Освященного Собора на необходимость выработки комплексного подхода к решению вопросов в сфере церковного пения. Проработкой этой концепции нужно заниматься! Готовых решений у меня сейчас нет, но от лица Оргкомитета Съезда я уполномочен зачитать Резолюцию нашего II съезда, который прошёл в Ярославско-Костромской епархии.
1. Признать ежегодные съезды головщиков и церковных певчих регулярным образовательным мероприятием Русской Православной старообрядческой Церкви.
2. Архиереям и благочинным регионов, в которых будут проходить съезды оказывать патронаж и содействие в организации и проведении съездов.
3. Настоятелям храмов и председателям общин, в регионах, где проходят съезды, в обязательном порядке направлять участников из числа своих церковных служителей на съезды, обеспечив им проезд до места работы съезда и обратно.
4. Просить правящих архиереев чтобы в работе съездов принимали участие опытные головщики общин, для того чтобы они делились своими знаниями и практическими навыками.
5. Руководству Русской Православной старообрядческой Церкви совместно с руководством епархий изыскать возможности финансирования работы съездов с привлечением средств из сторонних источников и бюджетов.
Епископ Ярославско-Костромской Викентий
Председатель Оргкомитета съезда А.Н. Емельянов
Научный консультант съезда Н.Г. Денисов
P.S.
Решение Освященного Собора практически полностью повторило Резолюцию. Это даёт право надеяться, что певческая работа в РПсЦ и связанные с ней проекты и мероприятия будут иметь продолжение и поддержку.