А помимо воспоминаний мы посмотрим ещё и фотографии, наиболее подходящие по теме. Ибо какой может быть рассказ без иллюстраций? Итак, сначала о самом событии зачатия, а точнее - о том, как это разъясняют нам исторические источники. Канонические евангельские тексты нам об этом ничего не говорят. Но если мы обратимся к апокрифическому Протоевангелию Иакова (II век), то можем определённым образом воссоздать повествовательную картину.
Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной пары Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всем мире».
После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима:
"И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме".
— Протоевангелие Иакова (4:7-8)
А вот уже у нас есть и первая локация, которую мы можем посмотреть на фотографии - знаменитые "Золотые ворота", ну а если кому посчастливится побывать в Святом Граде Иерусалиме, то он может увидеть и воочию.
Золотые ворота
Автор апокрифа не уточняет, с какой стороны ворот произошла эта встреча: со стороны города или с внешней, как мы видим на фото. Но то, что встреча произошла именно здесь - вне всяких сомнений. В подтверждение сего можно привести пример из реального церковного предания. Иконография сегодняшнего праздника Зачатия св. Анны наглядно указывает нам на это. Извод иконы так и называется "Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот".
Икона "Зачатие святых богоотец Иоакима и Анны"
Видите эту арку, на фоне которой происходит лобзание Иоакима и Анны? Это и есть те самые Золотые ворота, через которые потом Сам Спаситель войдёт в город на вольные страдания и крестную смерть.
После этого Анна зачала, и когда «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Дата зачатия — 9 декабря (ст. стиль) установлена исходя из того, чтобы она отстояла от даты Рожества Богородицы (8 сентября) на 9 месяцев.
Боюсь, что это всё, что мы можем рассказать и показать по теме сегодняшнего праздника. Но чтобы наш рассказ не был таким скудным, давайте ещё немного повспоминаем о местах, где прошли младенческие годы Пресвятой Богородицы...
Прежде всего - это дом праведных Иоакима и Анны. Это древнее жилище, слава Богу, сохранилось и до наших дней. Вследствие того, что Иерусалим неоднократно разрушался и отстраивался, этот дом сейчас погребён под несколькими метрами культурного слоя. Место это довольно широко известно и весьма популярно у паломников и туристов. Находится оно на территории мусульманского квартала, и если вы следуете из старого города на Масличную гору через Стефановы врата, то вам никак не миновать этого дома.
По пути в Гефсиманию...
Вот, как раз на этом снимке мы идём к Стефановым вратам и далее - в Гефсиманский сад. Где-то на этом пути, близ Овчей купели (Вифезды) и находится дом родителей Пресвятой Богородицы. В 1907 году православная Иерусалимская Патриархия на средства Российской империи (фонд имени императора Александра III) приобрела древние подземные помещения, которые, по преданию, были частью дома свв. праведных Иоакима и Анны, в котором родилась Пресвятая Богородица.
Современный фасад дома Иоакима и Анны с улицы Аль Алам.
Слева от входа в храм находится крутая лестница, ведущая вниз, в двухъярусные пещерные подземелья под домом св. Богоотец Иоакима и Анны. Здесь, на полу древнейшей византийской крипты, сохранился фрагмент древней византийской мозаики предположительно IV-V вв., выполненной из небольших мраморных кубиков. На ней простым выложенным черным крестом греческой формы с инициалами «ТП» сверху и «ГN» снизу по его обеим сторонам отмечено место рождения Благословенной Девы, Которой волей Промысла суждено было стать впоследствии Матерью по плоти Сына Божия. Греческие буквы, изображенные на мозаике по обеим сторонам креста, расшифровываются как «Место Рождества Богородицы», причем из первых двух слов взяты первые буквы, а из последнего - две. В те времена безусловно сокращения делали по своим стандартам.
Вход в дом
Фрагменты напольной мозаики
Внутренняя часть жилого помещения
Однако, внутри помещений царит очень высокая влажность. Трудно сказать, чем это вызвано, и если бы не постоянно работающие вентиляторы, то даже краткое пребывание здесь может быть сопряжено с ухудшением самочувствия. Увидев воочию, каким простым и убогим было жилище святых богоотцев Иоакима и Анны, и одновременно понимая, что из их семени родилась Пресвятая Богородица и Сам Спаситель мира Господь наш Исус Христос, невольно осознаёшь, что святость – не в блеске храмовой позолоты, не в высоте сводов и куполов и даже не в имперском величии Второго и Третьего Рима. Она – в смирении, она – в любви, она – в богомудрии и в целомудрии. Она – внутри нас, и доступна абсолютно каждому!
Что ещё можно сказать о первых годах жизни Девы Марии? Несомненно, это то, что по достижении определённых лет Её отдали на воспитание в Иерусалимский Храм. Однако, как мы можем показать храм, котоый был стёрт с лица земли две тысячи лет назад? От него осталась лишь Восточная стена - так называемая "Стена плача"; на вершине храмовой горы вместо величественного здания, возведённого некогда царём Соломоном, Зоровавелем, и реконструированного Иродом Великим, теперь расположены две святыни мусульманского мира: мечеть Омара и мечеть Аль Акса. Но ведь и в нашем сегодняшнем случае, нам абсолютно нечего было показать - и всё же мы показали!