Когда едешь по дорогам к разным святым местам, то у арабских селений можно часто встретить придорожных торговцев горячим кофе, приготовленным по-особому – с кардамоном. Нетрудно догадаться, что с той поры кофе с кардамоном, с его характерным ни на что не похожим ароматом, ассоциируется у нас исключительно с паломничеством. Однако, смысл сегодняшнего рассказа в другом. А именно – о нашем знакомстве с хозяином кофейни-пекарни в старом Иерусалиме Айманом Шаваром.
На рабочем месте
Айман – самый что ни на есть правоверный араб-мусульманин, однако это не мешает ему общаться с христианами и быть большим другом сестёр милосердия Александровского Подворья, где мы обитали. Айман был на нашем хоровом выступлении на Подворье и потом пригласил нас на вечерний кофе к себе в кофейню.
Портрет отца в торговой лавке - обычное дело для араба, еврея или грека
Его семья уже триста лет владеет этой пекарней, а само здание - одно из самых старых на этой улице, ему примерно восемьсот – девятьсот лет. А ещё раньше, во времена Христа, на этом месте были конюшни царя Ирода. Всю эту семейную историю для наших паломников Айман рассказывал по-английски, и когда я закончил переводить, я понял… что я переводил! А ведь с иностранным языком я не сталкивался со школьной скамьи! Однако, для общения с торговцами в городе, этого вполне достаточно.
В благостной гостеприимной обстановке
Когда вечером мы пили кофе с выпечкой из старинной печи Аймана, мы уже общались на иврите через переводчика - нашего иерусалимского друга Александра Славина. И вот что интересно, наш Айман оказался чуть ли не богословом, по крайней мере – философом. Он, как глубоко верующий человек считает, что к людям нужно относиться так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. И не важно кто перед тобой – мусульманин, христианин или иудей. Нам очень интересно было слышать такие слова на фоне серьёзных противоречий мусульман и евреев в Израиле, а также в силу того, что их сказал Спаситель в Нагорной проповеди.
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мф. 7; 12)
Айман рассуждает...
Мы долго общались с ним на духовные темы, а потом стали петь духовные стихи. И вот что интересно: на дворе стоял уже поздний час, улицы были пусты, но по мере того как мы пели стихи, у входа в кафе стали скапливаться немногочисленные запоздалые прохожие. Они просто стояли и слушали наше пение!
Поём духовные стихи
Поаплодировав, они просили спеть ещё, и мы пели. Пели, потому что пела душа, и мы были искренне рады, что наше пение доставляло радость кому-то ещё. Кому-то, кто нас совершенно не знает, не говорит с нами на одном языке, возможно даже не одной с нами веры. Но музыка, божественное пение – это духовный язык общения, понятный всем! Потому-то и оказывает он такое влияние на слушающих.
За этой стеклянной витриной собирались вечерние слушатели
Мы ещё долго общались на духовные темы, угощались и пели. А под конец беседы Айман рассказал, какие слова его мать говорила, когда готовила пищу:
«Пусть Всевышний пошлет Свое благословение иудею, христианину, мусульманину; и да получат мои дети любовь от мусульман, иудеев и христиан. Я в это верю, аминь».
Как говорит Айман, каждый приход православных друзей (а мы были у него не единожды в наших поездках), для него это радость, это - как благословение свыше!
Айман раасказывает...
… Поздние наши слушатели давно разошлись, мы закончили свою вечернюю трапезу, попрощались с Айманом и пошли с пением духовных стихов через двор Храма Гроба Господня к Александровскому Подворью. На площади у Подворья мы «сорвали» ещё несколько аплодисментов (непонятно от кого; наверное, кто-то слушал нас на балконах), и пошли готовиться к очередному паломническому дню.
Здесь были "последние аплодисменты"
Уже позже, вспоминая наши беседы с Айманом, кто-то назвал его «наш православный мусульманин». И ведь в этом есть доля правды! Накануне праздника Пасхи он каждый год выпекает в своей древней печи самые, что ни на есть, православные куличи для сестёр милосердия Александровского Подворья!
Арабская печь для православных куличей
Вот такие сегодня получились «кофейные» воспоминания паломника.