main image

Кафедральный собор
во имя Рождества Богородицы

Новосибирск, ул. Байдукова 1

+7 983 139 16 70 +7 (383)2430623

 

Расписание служб

СУББОТА 15.00 – 19.30

ВОСКРЕСЕНЬЕ 07.30 – 11.00

 

В праздники

вечером - в 15:00

утром - в 07:00

День Святой Троицы. Читаем икону праздника

С праздником Пятьдесятницы, с днём Святой Троицы, дорогие посетители и читатели нашего сайта! Продолжаем рубрику "Читаем икону праздника". Год назад мы уже говорили об иконе праздника Пятьдесятницы. Но, как известно, иконография сегодняшнего праздника имеет два сюжета - сошествие Святого Духа на апостолов, и ветхозаветная Троица. Сегодня мы как раз и поговорим о самой знаменитой русской иконе - Троице Андрея Рублёва. 

 

Начнем с сюжета иконы. Впервые то, что Бог существует в трех Лицах, людям было открыто еще в ветхозаветные времена, когда Аврааму и его жене Сарре явился Господь "у дубравы Мамре". "Авраам и Сарра были стары и в летах преклонных", - говорится в Библии, в Книге Бытия. Дальше Библия рассказывает, как произошло это явление: Авраам "возвел очи свои, и взглянул, и вот три мужа стоят против него". Так, "тремя мужами", явился Аврааму Господь. 

Именно рублёвская икона, как считают учёные, соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв отказался от традиционных повествовательных деталей, которые обычно включались в изображения «Гостеприимства Авраама». Нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы». В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов.

Формой, наиболее наглядно выражающей представление о единосущии трёх ипостасей Святой Троицы, в иконе Рублёва становится круг — именно он положен в основу композиции. При этом ангелы не вписаны в круг — они сами образуют его, так что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трёх фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают. Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца — прообраз крестной жертвы и напоминание об Евхаристии (силуэт, напоминающий чашу, образуют также фигуры левого и правого ангелов). Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов.

Существуют различные точки зрения на то, какое Лицо Святой Троицы символизирует каждый из ангелов. Некоторые исследователи считают, что слева от зрителя изображен Бог Сын, в центре — Бог Отец, справа — Святой Дух. Другие же полагают, что слева от зрителя изображен Бог Отец, в центре — Бог Сын, справа — Святой Дух.

Лет пятнадцать назад в Новосибирске был проездом из Дубчесских скитов старообрядческий иконописец инок Авив (Туинов) - очень талантливый и искусный изограф (к сожалению, ныне уже покойный). Он вёз  две своих иконы - Троицу и Богородицу Феодоровскую. Иконы были очень красивы! Качество этих икон высоко оценил епископ Силуян, и одну из них приобрёл у него. Так вот, о. Авив тоже придерживался мнения, что в центре изображён Исус Христос, слева от зрителя - Бог Отец, справа - Святой Дух. На личность Христа нам указывает клавий - нашивное украшение в виде вертикальной полосы, идущей от плеча до нижнего края одежды. Такой элемент в иконописи встречается только на одеждах у Исуса Христа. Также такое расположение Личностей Святой Троицы подсказывают нам символы, находящиеся за фигурами ангелов. За средним ангелом - мамврийский дуб, древо, символизирующее Крест и будущие крестные страдания Спасителя. За левым ангелом - дом, символ божественного домостроительства Бога Отца. За правым ангелом - гора. Так с древности изображали символ возвышенности  Божией, высоту Духа. Нередко в этой горе изображается ещё и пещера, которая являет собой глубину премудрости Святого Духа.

Ещё, по словам о. Авива,  в переднем фасаде стола мы видим углубление - нишу. Это нам указывает на то, что чаша с головой тельца есть предуготованная Жертва Христова, сам стол - жертвенник, а ниша - углубление для дров, которые при возжигании "снедали" жертву в ветхозаветный период.

Академик Борис Раушенбах, создатель систем ориентации космических спутников и, одновременно, автор труда "Предстоя Святой Троице", исследователь древнерусской иконы пишет:

В результате совокупности использованных Рублевым средств кажется, что три Ангела сидят и беседуют уже бесконечно долго и столь же долго будут продолжать сидеть здесь. Они находятся вне суетящегося и спешащего мира людей - они в вечности. Но в вечности время не течет, оно всё целиком - в ней. Находящееся в вечности действительно становится присносущным, существующим всегда.

Конечно, икону недостаточно просто рассматривать - взглядом праздного любителя живописи, взглядом искусствоведа. Только молитвенное предстояние может приблизить нас к этой великой тайне, которая некогда, по Божьей милости, открылась святому иконописцу Андрею Рублеву.

С праздником вас, дорогие православные христиане!