Картина действительно грандиозна! Иванов писал её 20 лет; в Третьяковской галерее для неё построили отдельный зал; за полотно художнику самим Государем была объявлена более чем приличная сумма - 15000 рублей! Давайте присмотримся к героям картины. Они не просто персонажи, они - всем своим видом подчёркивают отношение к происходящему и ко приходу Мессии. Николай Васильевич Гоголь писал: "Иванов… уже давно умер для всего остального мира, кроме своей работы». Он был не просто знаком с художником, он стал прототипом для одного из героев - мужчина в красном. Многие его называют "ближайший ко Христу" по близости положения его фигуры к Спасителю.
Помимо основных героев евангельского повествования - Христа и Иоанна Крестителя, мы видим несколько групп людей, по разному выказывающих свои эмоции. Вот, справа от фигуры "Гоголя" мы видим группу из фарисеев, скептически настроенных по отношению к происходящему. На их лицах мы видим уязвленное самолюбие и плохо скрытую ненависть.
Резким контрастом фарисеям служат фигуры, расположенные тут же, но находящиеся ближе к зрителю. Это, так называемая "группа дрожащих" в виде отца с сыном, уже вышедших из благодатных вод и повернувшегося спиной рыжеволосого юноши. Художнику удалось с поразительной достоверностью передать не только радостные эмоции на лицах, но и физические ощущения от пребывания в воде. Посмотрите на мальчика - он действительно озяб. Об этом говорит характерная нестатичная поза, спрятанные в подмышках кисти рук, румянец на лице и даже торчащие острые кончики его кудрей подчёркивают остроту озноба. Внизу на этом же фрагменте мы видим раба с "зелёным" лицом и с верёвкой на шее. Его как и "дрожащих" переполняет радость от проповеди Иоанна Крестителя, от принятого дара и от грядущей встречи со Христом. Эти неприкрытые эмоции являются полной противоволожностью чувств, читаемых на лицах фарисеев.
Не менее интересна группа апостолов - будущих апостолов. По крайней мере, автор внёс их в сюжет, ведь в действительности некоторые из них были учениками Иоанна Крестителя. Они написаны слева от фигуры Предотечи. Ближе всего к Иоанну Крестителю стоит другой Иоанн - будущий апостол Иоанн Богослов. Юноша поглащён речью пророка и смотрит в сторону, куда тот указывает - на приходящего ко крещению Исуса Христа. Его сосредоточенность и внимание отражены как в позе, так и в жесте руки, будто призывающем отложить всё суетное и обратиться ко Христу. И действительно, здесь прослеживается явная смысловая диагональ исходящая с нижней левой части фрагмента - головы мальчика, проходящая сквозь руку и взгляд апостола Иоанна, далее идущая через указующий жест Предотечи к Самому Христу.
За Иоанном стоят и другие апостолы с разными чувствами и выражениями лиц. Первым (от Иоанна) стоит апостол, нарочито обративший ухо к проповеди Пророка. Павел Третьяков назвал его "прислушивающийся апостол". Его принято отождествлять с апостолом Петром. Левее от него стоит Андрей. По словам искусствоведа Светланы Степановой, в его фигуре художнику «удалось добиться исключительной глубины и содержательности образа, воплотив в нём мудрость и простоту, спокойствие и твёрдость человека, без колебаний следующего велению души». А ещё левее мы видим "сомневающегося апостола". Конечно же, это апостол Нафанаил, который по Евангелию вначале предстаёт перед нами скептиком. Помните его фразу: "Что хорошего может быть из Назарета?" (Ин. 1:46). Внимательный зритель здесь скажет, что Иванов фантазирует - в реальной жизни Нафанаил встретился со Христом позже, и никак не мог присутстсвовать при Крещении Господнем. Действительно, это так. На это сам автор картины говорил следующее:
«Последний стоит, с чувством, Нафанаил <…>; его хотя и не было тут в самом деле, но вольность художника в этом случае должна пересилить педантическую точность, тем более, что я уверять никого не хочу, что это именно Нафанаил. Он, кажется, тут будет делать противоположность между живым чувством трёх других учеников Иоанна»
И действительно, эта противоположность прослеживается даже в изображении одеяний апостолов. Посмотрите на хитон Нафанаила - его складки вертикальны и прямы; они как-будто отражают внутреннее состояние человека. Одежды Андрея и Иоанна своими складками указывают нам на живость чувств и характеров их носителей. Даже цветовые оттенки нам дают это понять: прохладный лазоревый цвет одеяний Нафанаила контрастирует с красным, жёлтым и горчичным цветами одежд двух других апостолов.
И тутже за фигурами апостолов мы видим, наверное, самых таинственных персонажей картины! Их очень трудно разглядеть на репродукции. Точнее, об их существовании вы, скорее всего, и не подозревали. Это группа людей в гуще листвы деревьев. Эти люди показаны в удивительно маленьком размере. Кто они и зачем они здесь?
Сам автор картины не оставил нам точного описания этой "спрятанной" группы людей. Но у искусствоведов есть на этот счёт интересная версия. Оксана Копёнкина пишет:
Посмотрите повнимательнее на очень мелкие фигуры в гуще листвы. Они ведут себя несколько иначе, чем люди на переднем плане. Главные герои картины испытывают разные чувства, но, скорее, удивление, радость или недоверие. А эти люди простерли руки: они полны веры и жажды приблизиться к Христу. Такое ощущение, что они ещё (или уже) далеко от Христа. Потому что родятся они через 100, 500, 1000 лет после изображённых событий. У них уже нет сомнений в значительности фигуры Христа. Они уже знают, что он сделал ради них.
Художественный критик Владимир Стасов отмечал, что в картине «Явление Христа народу» Александр Иванов «поднялся на громадную вышину» и создал произведение, подобного которому «никогда не представляло до тех пор русское искусство». Однако в ней есть одно небольшое художественное несоответствие, нисколько не умаляющее значимость и ценность картины. Обратите внимание на самую крайнюю фигуру слева - фигуру старика, выходящего из воды и опирающегося на посох.
На старике набедренная повязка из ткани серого цвета. А вот отражение повязки в воде указывает нам на красную ткань. Почему же так? Александр Иванов, прежде чем писать картину, создал "предварительное" полотно гораздо меньших размеров (хранится в Русском музее, Санкт-Петербург). Так вот там на старике была повязка из красной ткани. Судя по всему, художник так и перенёс этого героя на большое полотно, но потом решил изменить цвет повязки на серый. А про отражение в воде - либо забыл, либо руки не дошли... По крайней мере, сам автор считал свою работу немного не завершённой. Может в этом отчасти и крылось несоответствие цветов?
Что ещё интересного можно рассказать об этой картине? Рассказаного может быть много - художник писал её двадцать лет. Сама история и процесс написания могут нам поведать много чего интересного. Но всё же одну небольшую деталь мы раскроем. Александр Иванов (напомним, что правильное ударение в фамилии художника следует ставить на букву "а") оставил нам свой автопортрет, вставив его в череду героев картины. Его изображение мы можем увидеть справа от Иоанна Предотечи, прямо под его десницей.
Художник запечатлел себя в образе странника с посохом. Он сидит в тени чуть позади Иоанна Крестителя, внимая его проповеди и вожделенно взирая на приближающуюся фигуру Христа. Пройдёт совсем немного времени, и Спаситель Сам войдёт в воды Иордана, послышится глас с небес и почиет Дух Святой в виде голубя на главе Христа - все герои картины призваны Ивановым быть свидетелями великого Таинства Богоявления - Крещения Господня!
Искусствовед Сергей Даниэль писал, что при всём уважении к таким произведениям современников Иванова, [...] «приходится признать, что „Явление Христа народу“ остаётся единственной в своём роде Картиной, значение которой не укладывается, так сказать, в рамки соответствующего жанра и едва ли не превосходит границы самого искусства». По словам Даниэля, главное произведение Иванова — «не столько произведение исторической живописи, сколько икона истории, её символ».
P.S. А знаете ли вы, каким образом картина "Явление Христа народу" связана со старообрядцами и с Новосибирском?
- Выше мы писали про "малый" вариант картины, который служил автору эскизом. Полотно было приобретено у автора в 1858 году предпринимателем и коллекционером старообрядцем Козьмой Солдатёнковым за пять тысяч рублей серебром, после этого хранилось в его собрании, затем было передано в Третьяковку, откуда в 1934 году поступило в Русский музей.
- Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, многие экспонаты из собрания Государственной Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск. Крупноформатные полотна накатывали на специально изготовленные для этой цели валы, защищая красочный слой папиросной бумагой и мягкой фланелевой тканью. «Явление Христа народу», свёрнутое на вал, не удалось поместить в товарный вагон, и его пришлось перевозить на двух открытых платформах, защитив сверху брезентом. Вместе с другими картинами из Третьяковской галереи полотно «Явление Христа народу» хранилось в свёрнутом виде в недостроенном здании Новосибирского театра оперы и балета. Картины были возвращены в Третьяковскую галерею в ноябре 1944 года.